Совет адвокатской палаты Москвы объяснил, какие именно ругательства привели к лишению защитника Марка Фейгина статуса адвоката: наказание последовало из-за использования в соцсетях выражений «пидо**сы», «подх**шка», «говну» и «высру», слово «идиоты» палата посчитала неоскорбительным, а словообразование «недопырок» адвокаты оценить не смогли.
Фейгин, известный по участию в процессах по делам панк-группы Pussy Riot, украинской летчицы Надежды Савченко и основателя БОРН Ильи Горячева, был лишён статуса адвоката за оскорбительное поведение в Интернете. С жалобой на его манеру общения обратилась адвокат Сталина Гуревич, ранее Фейгин уже получал предупреждение за неподобающие высказывания в соцсетях по жалобе адвоката Ильи Новикова.
Совет палаты адвокатов Москвы посчитал поведение Фейгина в соцсетях оскорбительным и нерукопожатным и лишил его статуса, запретив в течение года сдавать повторный экзамен на адвоката.
Запретные ругательства для адвоката
Коллеги посчитали, что Фейгин нарушил и нормы закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и положения Кодекса профессиональной этики адвоката.
«(Нарушение) выразилось в опубликовании им на сайте социальной сети «Твиттер» сообщений («твиттов») от 19 июля 2017 года, в которых содержится обсценная лексика в виде выражений: «пидо**сы», «подх**шка», «говну», «высру», и проявлено неуважение по отношению к неограниченному кругу лиц путем использования при обращении к ним слова «придурки», — пришла к выводу квалификационная комиссия.
Сам Фейгин не отрицал, что является автором твиттов, но пояснил, что он прибегает к резким и грубым публичным высказываниям, используя в них обсценную, в том числе, ненормативную, лексику, поскольку «это его единственное орудие», а он находится под сильным давлением власти в силу специфики дел, которые ведёт. Он считает, что в определённых случаях подобное поведение допустимо.
Представители Фейгина также обратили внимание, что твитты были адресованы друзьям адвоката в социальной сети, подписанным на его аккаунт, в связи с чем другие адвокаты не могут иметь к нему претензий.
Совет адвокатской палаты согласился с позицией представителей Фейгина, что слово «идиот (идиоты)» не является оскорбительным, поскольку оно является литературным и не облечено в неприличную форму. По этому эпизоду дисциплинарное обвинение палата прекратила, но указала, что все же слово «идиоты» является грубым и неуважительным.
Остальные выражения Фейгина совет оценил более строго.
«Недопустимым и прямо противоречащим правилам профессиональной этики является сам факт неоднократных публичных высказываний, указанных выше, в которых с использованием обсценной, в том числе ненормативной, лексики («пидо**сы», «подх**шка», «говну», «высру») проявлены агрессия, рознь и нетерпимость, явное неуважение по отношению к неограниченному кругу лиц («придурки»), а также содержится несдержанная и некорректная оценка содержания процессуального акта — искового заявления — процессуального оппонента («бездарно») и проявлено неуважительное отношение к нему («идиоты»)», — говорится в решении Совета.
В документе указано, что Совет, как и Квалификационная комиссия, не может оценить словообразование «недопырок» как недопустимое выражение, поскольку оно отсутствует в словарях русского языка, и его значение недоступно для понимания.
«Завершая оценку приведённых выше публичных высказываний адвоката, часть которых носит характер площадной брани, содержит ненормативные выражения, Совет ещё раз подчёркивает, что этими высказываниями адвокат грубо, демонстративно и неоднократно проигнорировал требования профессиональной этики. Совет вновь констатирует, что, как этими высказываниями в отдельности, так и всем свойственным ему в целом, по его собственному признанию, стилем публичного общения, адвокат продемонстрировал предельно низкие стандарты поведения, обычно характеризуемые как нерукопожатность», — отмечает Совет палаты.
При таких обстоятельствах Совет признаёт презумпцию добросовестности Фейгина опровергнутой, а его умышленную вину в совершении этих нарушений полностью установленной.
Определяя меру дисциплинарной ответственности, палата приняла во внимание, что нарушения Фейгина являются умышленными, он намеренно выбрал подобную линию поведения, тяжкими, посягающими на этические основы адвокатской профессии, характеризуются устойчивым, демонстративным и злостным игнорированием фундаментальных правил профессионального поведения адвоката.
Фейгин, по мнению Совета, славится «проявлением органически чуждых адвокатской профессии агрессии, розни и нетерпимости», что свидетельствуют «об утрате им чести и достоинства, присущих профессии адвоката». Его поведение нанесло вред авторитету адвокатуры, и в силу этого является недопустимыми и несовместимыми со статусом адвоката, отмечает Совет адвокатской палаты Москвы.