САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 янв — РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ обсудит в четверг, 22 января, ряд нормативных актов, на основании которых арбитражные суды и суды общей юрисдикции принимают противоположные решения по искам от юридических и физических лиц о досрочном погашении облигаций «ФСК — Россети» — требования первых удовлетворяют, а в удовлетворении таких же требований вторых отказывают. Об этом сообщили в пресс-службе КС РФ.
Как следует из материалов дела, в 2018 году совет директоров ПАО «Федеральная сетевая компания — Единая энергетическая система» («ФСК — ЕЭС») утвердил программу биржевых облигаций и условия их выпуска. Эмиссионной документацией выпуска биржевых облигаций была установлена их номинальная стоимость 1 тысяча рублей за штуку, со ставкой купона — 6,75 процентов годовых. Датой погашения облигаций объявили 11 января 2035 года.
Житель Москвы Алексей Пономарев в 2020 и 2021 годах (как и другие физические и юридические лица, в том числе инвестиционные управляющие компании) приобрел эти облигации.
В 2022 году для консолидации управления энергетической сетью России была проведена реорганизация, в результате которой к «ФСК — ЕЭС» присоединили ПАО «Российские сети», АО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания — ЕНЭС», ОАО «Томские магистральные сети», АО «Кубанские магистральные сети» и создали ПАО «Федеральная сетевая компания — Россети». Владельцам облигаций было направлено информационное письмо, разъясняющее порядок предъявления требований об их досрочном погашении облигаций. Кредиторы потребовали в судебном порядке досрочного исполнения обязательства по погашению облигаций из-за реорганизации должника.
Арбитражный суд города Москвы удовлетворил требования истцов — юридических лиц, обязав должника произвести выплаты. Доводы ПАО «ФСК — Россети» о его удовлетворительном финансовом положении, высоком кредитном рейтинге и наличии средств для погашения своих обязательств в установленный эмиссионными документами срок не были приняты судом в отсутствие представления достаточного обеспечения. Последующие жалобы ПАО «ФСК — Россети» в вышестоящие судебные инстанции не привели к пересмотру данных судебных актов.
В то же время апелляционный суд общей юрисдикции, рассматривая иск Пономарева к ПАО «ФСК — Россети», отказал в удовлетворении его требований, указав, что реорганизация должника не привела к нарушению его кредитных интересов. Вышестоящие инстанции также пришли к выводу о том, что у кредитора не возникает права на досрочное погашение облигаций в связи с введенным мораторием на заявление требования о досрочном исполнении заемного обязательства, вытекающего из договора, заключенного, в том числе, путем размещения облигаций, если указанное право не связано с наступлением срока исполнения по этому обязательству.
В итоге «ФСК — Россети» обратились в КС РФ с просьбой проверить конституционность пункта 2 статьи 60 Гражданского кодекса РФ во взаимосвязи с пунктом 2 части 1 статьи 7 федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, признании утратившим силу абзаца шестого части первой статьи 7 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования корпоративных отношений в 2022 и 2023 годах».
По мнению заявителей, эти нормы создают неопределенность в вопросе учета оценки характера и условий реорганизации с точки зрения рисков неисполнения обязательств при решении вопроса об удовлетворении требований кредиторов о досрочном исполнении обязательств на основании факта реорганизации юридического лица и влекут противоречивую судебную практику: удовлетворение требований кредиторов в арбитражных судах и принятие, как правило, решений в судах общей юрисдикции об отказе физическим лицам в праве требовать досрочного исполнения обязательства в связи с реорганизацией должника.



