МОСКВА, 18 ноя — РАПСИ. Пленум Верховного суда РФ предложил не учитывать в национальном судопроизводстве практику Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), передает корреспондент РАПСИ с заседания пленума.
Предложенная поправка убирает необходимость учитывать практику страсбургского суда при толковании и применении норм внутреннего законодательства. Высшая инстанция предлагает исключить из действующих постановлений Пленума упоминания о ЕКПЧ, решениях ЕСПЧ и других документах Совета Европы, заменив их ссылками на Международный пакт о гражданских и политических правах.
Документом полностью выводятся положения конвенции из российского правоприменения, в том числе при оценке разумных сроков судопроизводства, условий содержания под стражей и при рассмотрении коррупционных дел. Также изменения коснутся как вопросов задержания и избрания меры пресечения, так и регулирования деятельности СМИ и рассмотрения дел о защите чести и достоинства. Также ВС предлагает признать утратившим силу постановление Пленума № 21 от 2013 года, специально посвящённое применению судами конвенции.
Также из судебной практики предлагается убрать ссылки на Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, которая была денонсирована Россией в феврале 2023 года.
«Правки обусловлены изменением международно-правового статуса Российской Федерации, прекращением её членства в Совете Европы и выходом из-под юрисдикции Европейского Суда по правам человека. Разработанный документ направлен на приведение судебной практики в соответствие с новыми правовыми реалиями, устранение устаревших ссылок на международные договоры, утратившие силу для Российской Федерации, уточнение формулировок и повышение единообразия судебной практики», - отметил заместитель председателя Верховного суда РФ Владимир Давыдов.
Россия вышла из Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в сентябре 2022 года, спустя шесть месяцев после выхода из Совета Европы. Таким образом, она также вышла из-под юрисдикции ЕСПЧ. Ранее Пленум исключил позицию ЕСПЧ при рассмотрении вопросов об избрании мер пресечения.



