САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 3 дек — РАПСИ, Михаил Телехов. Адвокат не может говорить суду о неправильной квалификации действий его доверителя и о смягчении наказания, если тот полностью отрицает свою вину в совершении преступления, указал Верховный суд (ВС) РФ во втором Обзоре судебной практики за 2024 год.

Как следует из материалов дела, приговоренный к 11 годам колонии за попытку сбыта наркотиков в крупном размере в своей жалобе в ВС РФ утверждал, что в судах первой и кассационной инстанций (в апелляционном порядке приговор обжалован не был) адвокаты не оказали ему надлежащей юридической помощи.

Заявитель объяснял, что наркотик он приобрел для личного потребления и умысла на его сбыт не имел (что соответствовало его позиции в суде первой инстанции), а потому просил об отмене приговора. Между тем его адвокат по назначению, поддержав кассационную жалобу своего подзащитного, просил изменить приговор, переквалифицировав его действия.

ВС РФ отметил, что адвокат по назначению не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого или обвиняемого, а также не вправе занимать по делу позицию, противоречащую воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя.

Верховный суд РФ указал, что адвокат не может делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает.

"Если подсудимый указывает на свою невиновность, а адвокат просит лишь переквалифицировать действия своего подзащитного и смягчить назначенное наказание, то это свидетельствует о нарушении права на защиту", — сказано в обзоре ВС РФ.

Таким образом, по мнению ВС РФ, позиция адвоката прямо противоречила позиции и интересам защищаемого им лица, чем было нарушено гарантированное Конституцией РФ и уголовно-процессуальным законом право обвиняемого на защиту.

В итоге, принятые по этому делу решения были отменены, а кассационная жалоба заявителя вместе с уголовным делом были переданы на новое судебное разбирательство.