САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 окт — РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ обязал законодателей устранить неопределенность в исчислении сроков публикации отчета в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве о завершении процедуры конкурсного производства по делам о несостоятельности. Соответствующее Постановление КС РФ опубликовано на его официальном сайте.
Такое решение было принято в ходе рассмотрения жалобы московского арбитражного управляющего Сергея Рязанова, который просил проверить конституционность положений части 3 статьи 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 6.1 статьи 28 и статьи 149 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)."
Нормы признаны не соответствующими Конституции РФ.
Неисполнивший обязанности
Как следует из материалов дела, Рязанов разместил в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ) отчет о результатах конкурсного производства 9 января 2023 года. Он отсчитывал установленный оспариваемыми нормами десятидневный срок с 29 декабря 2022 года, то есть с момента исключения должника из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Но суды посчитали это нарушением, выражавшися в неисполнении Рязановым своих обязанностей как арбитражного управляющего, поскольку определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства было опубликовано 11 октября 2022 года, то указанный отчет, по их мнению, должен был быть включен заявителем в ЕФРСБ не позднее 21 октября 2022 года. "Соответственно, учитывая, что заявитель отсчитывал этот срок с 29 декабря 2022 года, то есть с момента внесения записи об исключении должника в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), и опубликовал отчет (принимая во внимание новогодние каникулы) 9 января 2023 года, арбитражные суды пришли к выводу о совершении административного правонарушения", — говорится в постановлении КС РФ.
Рязанов не смог доказать обратное ни в одной инстанции и обратился в КС РФ, посчитав, что оспариваемые нормы содержат неопределенность в дате, с которой следует исчислять указанный срок.
Противоречивая практика
КС РФ разъяснил, что оспариваемый пункт 4 статьи 149 закона о банкротстве прямо предусматривает, что конкурсное производство в деле о банкротстве завершается с даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ. Дословная интерпретация этой нормы означает исчисление десятидневного срока для размещения сведений о результатах конкурсного производства именно с этой даты, что подтверждается распространенной практикой арбитражных судов. Однако такой подход не является единственным или доминирующим.
"Совокупный смысл пунктов 6.1 и 6.5 статьи 28 и статьи 149 того же закона допускает иное их прочтение: сведения должны быть опубликованы с момента принятия арбитражным судом подлежащего немедленному исполнению определения о завершении конкурсного производства, что также отражается в правоприменительной практике", — передает пресс-служба КС РФ суть проанализированной судом практики.
По мнению КС РФ, взаимоисключающее истолкование правовых норм не может служить бесспорным аргументом их конституционной дефектности, но если в судебной практике широко распространена прямо противоположная интерпретация тех или иных законоположений, порождающая фактическую легализацию ее взаимоисключающих вариантов, такие нормы не могут быть признаны отвечающими критериям определенности правового регулирования.
Таким образом, оспариваемые нормы были признаны не соответствующими Конституции РФ.
"Законодателю надлежит устранить неопределенность в вопросе о дате исчисления срока исполнения арбитражным управляющим соответствующей обязанности. До внесения в правовое регулирование изменений, в случае, когда суд принял определение о завершении конкурсного производства до опубликования постановления КС РФ, арбитражный управляющий может быть привлечен к ответственности, если он не разместил в едином реестре сведения о завершении конкурсного производства в десятидневный срок с даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ. В ситуации, когда арбитражный суд принял решение о завершении конкурсного производства после опубликования постановления КС РФ, соответствующие сведения должны быть размещены в течение 10 дней с даты принятия такого определения", — передает пресс-служба КС позицию суда.
Правоприменительные решения по делу заявителя подлежат пересмотру.