САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 3 окт - РАПСИ, Михаил Телехов. Обязанность судьи, рассматривающего административное дело, при выявлении отсутствия на протоколе о правонарушении подписи составившего его лица прекратить производство по делу за отсутствием состава конкретного правонарушения, не согласуется с принципами правового государства, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.
Соответствующие выводы были сделаны КС РФ в ходе рассмотрения жалобы жителя Обнинска Виктора Кашина, который просил проверить конституционность пункта 2 части 1 статьи 24.5, части 5 статьи 28.2, пункта 4 части 1 статьи 29.4 и частей 1 и 2 статьи 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП).
«Нормы признаны не соответствующими Конституции РФ. Законодателю надлежит внести необходимые изменения», - сказали в пресс-службе КС РФ.
Избит председателем
Как следует из материалов дела, в октябре 2020 года Кашин был избит председателем правления «Гаражного кооператива №7 «Энергия» Смирновым. Протокол об административном правонарушении в отношении главы кооператива был составлен только в феврале 2022 года, а еще через полгода дело ушло в мировой суд.
Накануне истечения двухгодичного срока давности привлечения к административной ответственности мировой судья прекратил производство по этому делу, поскольку протокол не был подписан составившим его должностным лицом, указав, что не подписанный протокол является недопустимым доказательством и посчитал, что в данном деле состав административного правонарушения отсутствует. Судья пояснил, что КоАП не предусматривает возможность возврата протокола для исправления из-за отсутствия на нем подписи в ходе начавшегося судебного процесса.
Кашин попытался обжаловать такое решение мирового суда, но вышестоящие инстанции оставили его без изменений.
Апелляционная инстанция отметила, что КоАП РФ не предусматривает подписания должностным лицом соответствующего протокола непосредственно в судебном заседании, а на стадии рассмотрения дела у суда отсутствуют полномочия для возвращения протокола составившему его должностному лицу в целях устранения выявленных недостатков.
Кашин обратился в КС РФ, поскольку посчитал, что его обидчик избежал ответственности и, соответственно, обязанности возместить вред, причиненный его здоровью потерпевшего.
Отсутствие подписи — отсутствие протокола
КС РФ разъяснил, что протокол об административном правонарушении выступает, за исключением прямо предусмотренных КоАП случаев, необходимым процессуальным документом, без которого невозможно рассмотрение дела.
«При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган или компетентное должностное лицо, выявив факты некорректного составления протокола, неполноты представленных материалов либо оформления этих документов неправомочными лицами, может вернуть их в соответствующий орган или должностному лицу. Но если указанные недостатки протокола не были обнаружены судьей при подготовке к рассмотрению дела, то при их обнаружении непосредственно на этапе рассмотрения дела по существу он не вправе возвратить этот документ», — передает пресс-служба КС РФ разъяснения суда.
При этом КС РФ отметил, что наделение федеральным законодателем протокола об административном правонарушении статусом процессуального документа, без которого невозможно осуществление производства по делу, не предрешает его особой роли в признании виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, и не свидетельствует о придании ему преимущественного доказательственного значения для установления наличия или отсутствия события административного правонарушения, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
«Эти данные могут устанавливаться не только таким протоколом, но и иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами», — говорится в постановлении КС РФ.
Но при этом КС РФ признает, что такой недостаток протокола, как отсутствие подписи составившего его должностного лица, юридически означает, по сути, отсутствие самого протокола.
Законодательное обременение
При этом КС РФ подчеркнул, что отсутствие подписи в протоколе об административном правонарушении подписи составившего его должностного лица обусловливается, по общему правилу, халатностью должностного лица, а не преднамеренным характером его действий. То есть, по мнению КС РФ, отсутствие подписи вовсе не означает с неизбежностью, что обстоятельства выявленного административного правонарушения фактически не имели места или изложены (описаны) в протоколе не в соответствии с объективными обстоятельствами.
«Законодательное обременение судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении, при выявлении на этапе непосредственного рассмотрения дела отсутствия в протоколе об административном правонарушении подписи составившего его должностного лица, прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, не допускающее принятия им иных процессуальных решений и тем самым объективно препятствующее привлечению соответствующего физического или юридического лица к ответственности за данное административное правонарушение, не может быть признано согласующимся с принципами правового государства, верховенства права, конституционной законности, справедливости и неотвратимости ответственности», — говорится в постановлении КС РФ.
Поэтому оспариваемые нормы признаны не соответствующими Конституции РФ.
Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование необходимые изменения.
«До тех пор при обнаружении отсутствия в протоколе подписи составившего его лица на этапе рассмотрения дела по существу судья обязан вызывать в судебное заседание это должностное лицо для подтверждения составления им протокола и продолжения рассмотрения дела», — уточняет пресс-служба КС РФ.
Правоприменительные решения по делу заявителя подлежат пересмотру.