МОСКВА, 3 окт - РАПСИ. Арбитражный суд Москвы 4 октября начнет рассмотрение нестандартного дела по иску Генеральной прокуратуры России к Федеральной антимонопольной службе (ФАС) РФ, говорится в материалах суда.
Ранее рассмотрение иска было перенесено с 30 августа и объединено с другим заявлением, поданным также к ФАС РФ от нескольких хозяйствующих субъектов Ярославской области (ИП Намазов А.Х., ООО «Транском Авто», ООО «Альянс Авто»), осуществляющих деятельность в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
Генпрокуратура России и ряд хозяйствующих субъектов Ярославской области оспаривают в столичном арбитраже решение ФАС РФ от 30 мая в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Истцы не согласились с ФАС России в оценке дела о нарушении антимонопольного законодательства в Ярославской области. Неординарность ситуации в том, что именно ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением антимонопольного законодательства.
Поводом для судебного разбирательства стало заявление первого заместителя Генпрокурора России о признании недействительным решения Апелляционной коллегии ФАС России, не согласившейся с решением Комиссии Межрегионального УФАС по Ярославской области и Костромской области. Ранее комиссия выявила нарушение антимонопольного законодательства при проведении торгов на право заключения контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Ярославской области в 2023–2030 годах. Межрегиональная комиссия УФАС России заметила, что не были соблюдены условия конкурентной борьбы на торгах, и между некоторыми участниками торгов было заключено картельное соглашение, которое и привело к ограничению конкуренции.
История началась в 2023 году, когда в Межрегиональное управление ФАС по Ярославской области и Костромской области поступила информация из Следственного управления СК РФ по Ярославской области о нарушении антимонопольного законодательства при проведении торгов, организованных ГКУ ЯО «Организатор перевозок Ярославской области».
Местное управление ФАС усмотрело в действиях организатора торгов и нескольких его участников (ООО «Транспорт Ярославии», ООО «ППК» и ООО «СтарТранс») нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции». Также эти три компании были признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», характеризующий признаки картельного соглашения, которое, по мнению УФАС России, привело к манипуляциям с ценами на торгах.
Компании «Транспорт Ярославии», ППК и «СтарТранс» с решением Комиссии межрегионального УФАС России не согласились и обжаловали его в Апелляционную коллегию ФАС России. Федеральное ведомство, рассмотрев жалобу, подтвердило наличие признаков соглашения между организатором и некоторыми участниками торгов, однако исключило квалификацию действий указанных выше участников торгов по «картельному» пункту 2 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», квалифицировав выводы регионального управления ФАС России в этой части как бездоказательные.
С таким решением коллегиального органа ФАС России не согласились в Генеральной прокуратуре РФ, которая подала иск в защиту интересов Российской Федерации в лице министерства транспорта России и неопределенного круга лиц − хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере перевозок пассажиров и багажа на рынке автоперевозок Ярославской области. При этом сам Минтранс России до этого никакого участия в рассмотрении данного дела органами ФАС России не принимал и никаких заявлений о том, какие права и как они были нарушены, не делал.
Параллельно в арбитраж Москвы поступило заявление нескольких хозяйствующих субъектов Ярославской области (ООО «Альянс Авто», ООО «Транском Авто», ИП Намазов Асаф), осуществляющих деятельность в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, недовольных результатами торгов, о признании решения Апелляционной коллегии ФАС России недействительным.
Заявление Генпрокуратуры РФ в столичный арбитраж было подано 5 июля, в нем ведомство просит признать недействительным решение коллегиального органа ФАС России (№09/48528/24) в части исключения вывода межрегионального УФАС России от 19 января о признании участников торгов нарушившими пункт 2 части 11 ФЗ «О защите конкуренции» и направлении материалов в СУ СК России по Ярославской области. Также истец просил приостановить действие решения коллегиального органа ФАС России от 30 мая до вступления в силу решения суда по результатам рассмотрения настоящего заявления. Однако арбитраж Москвы 17 июля вынес определение об отказе в принятии обеспечительных мер.
Интерес это дело вызывает тем, что в нем явно просматривается не только спор внутри антимонопольного ведомства, но и противостояние на межведомственном уровне с участием Генеральной прокуратуры РФ, Минтранса, Следственного комитета России с одной стороны и федерального антимонопольного органа − с другой. Пока не ясно, по каким причинам в данном деле в качестве третьего лица заявлен Следственный комитет РФ и каким образом рассмотрение этого дела затрагивает его права и обязанности. Также интерес вызывает, почему в иске к федеральному антимонопольному органу указана защита неопределенного круга лиц − хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере перевозок пассажиров Ярославской области. Судя по тому, что Арбитражный суд Москвы объединил исковые требования Генпрокуратуры и нескольких хозяйствующих субъектов Ярославской области – этот круг является весьма определенным.
Столичному арбитражу также предстоит выяснить, каким образом Апелляционная коллегия ФАС России одним своим решением затронула права столь разных лиц и какие именно права этих лиц были нарушены (или не были нарушены) оспариваемым решением ФАС России.