Могут ли иноагенты заниматься изготовлением агитационных материалов, являются ли скриншоты доказательствами незаконной предвыборной агитации в Сети и в каких случаях для размещения агитации на здании не требуется согласие его собственника? Во вторник Пленум Верховного суда (ВС) РФ принял постановление о практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов, в котором дал ответы на эти и другие вопросы. 


Запрет для иноагентов 

В документе подчёркивается, что работы или услуги по изготовлению любых агитационных материалов не могут оказываться лицами, являющимися иностранными агентами. 

«В случае если заказчиком агитационного материала является лицо, которому запрещено проведение предвыборной агитации, например иностранный агент (за исключением случаев, когда лицо, являющееся иностранным агентом, зарегистрировано в качестве кандидата), привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 5.12 КоАП РФ подлежат как указанное лицо, так и лицо, выполнившее работы или оказавшее услуги по изготовлению агитационных материалов по его заказу», — уточняет ВС.

Верховный суд напоминает, что под изготовлением агитационных материалов следует понимать как заказ на создание данных материалов, так и выполнение работ, оказание услуг по их созданию (подготовке), а под распространением — действия, направленные на получение (включая возможность получения) агитационных материалов неопределенным кругом лиц или их передачу неопределенному кругу лиц. 

При этом выполнять такие работы вправе исключительно организации и индивидуальные предприниматели, опубликовавшие сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных лиц не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. 

Согласие собственника 

Высшая инстанция отмечает, что согласие собственника здания на размещение агитационных материалов не требуется, если они размещены на рекламной конструкции, установленной на здании и эксплуатируемой по договору между ее владельцем и собственником объекта недвижимости. 

«Согласие собственника здания на размещение агитационных материалов не требуется, в случае их размещения на рекламной конструкции, установленной на здании и эксплуатируемой по договору между ее владельцем и собственником (или лицом, уполномоченным собственником) здания, на котором она расположена. В таком случае к административной ответственности за нарушение требований к изготовлению и (или) распространению агитационных материалов может быть привлечен владелец рекламной конструкции», — уточняется в тексте постановления. 

Кроме того, согласие собственника или владельца объекта недвижимости также не требуется в случае размещения печатных агитационных материалов в специальных местах для их размещения на территории каждого избирательного участка, участка референдума, выделенных органами местного самоуправления по предложению соответствующей избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования (пункт 7 статьи 54 Закона об основных гарантиях избирательных прав). 

Если же предвыборная агитация проводилась в местах, где это запрещено федеральным законом, действия виновного лица подлежат квалификации по части 2 статьи 5.12 КоАП РФ. 

Так, законодательство о выборах и референдумах содержит запрет размещать (в том числе путем вывешивания, расклеивания) агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них (пункт 10 статьи 54 Закона об основных гарантиях избирательных прав, напоминает ВС. 

Скриншот экрана 

Кроме того, в постановлении Верховный суд разъяснил, что доказательствами, подтверждающими нарушение избирательного законодательства в интернете, могут являться, в том числе скриншоты экрана компьютера или мобильного телефона, содержащие адрес интернет-страницы, на которой незаконно размещены соответствующие материалы. 

«Доказательствами по делам об административных правонарушениях, посягающих на избирательные права и совершенных в информационно-телекоммуникационных сетях, наряду с протоколом об административном правонарушении могут являться, например, документы, указывающие на неисполнение лицом установленной законодательством о выборах и референдумах обязанности и подтверждающие факт доступа неопределенного круга лиц к информации, размещенной с нарушением требований закона (например, материалам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационным материалам), в частности снимок экрана компьютера, мобильного телефона, планшета, содержащий указание адреса интернет-страницы, на которой размещена соответствующая информация, а также дату и время его изготовления», — говорится в тексте документа. 

Высшая инстанция отмечает, что в целях обнаружения и закрепления доказательств, содержащихся в Сети, к участию в деле может быть привлечен соответствующий специалист