САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2 мая - РАПСИ, Михаил Телехов. Общее собрание собственников многоквартирного дома (МКД) может назначать плату за размещение на его фасаде рекламы, но за вывеску с необходимой для потребителя информацией требовать деньги с организаций нельзя. Об этом говорится в изученном РАПСИ Определении Конституционного суда (КС) РФ №554-О/2024, которым было отказано в рассмотрении жалобы товарищества собственников недвижимости (ТСН) "Цвиллинга, 36" из Челябинска.
Плата за вывеску
Как следует из материалов дела, субарендатор одного из нежилых помещений МКД "ЖРЭУ-1" закрепил на фасаде у входа в него вывеску со своим наименованием и графиком работы без согласия собрания собственников. Члены ТСН посчитали, что имеют право назначить субарендатору ежемесячную плату в размере 500 рублей за размещение вывески, а точнее - за пользование общим имуществом МКД. В первой инстанции иск ТСН был удовлетворен, но в апелляции решение суда было отменено и указано, что установка вывески с обязательной в соответствии с действующим законодательством информацией не является средством наружной рекламы, а потому не требует разрешения на установку и облагаться какой-либо платой. Вышестоящие суды поддержали эту позицию, в связи с чем ТСН обратилось в КС РФ, посчитав, что пункт 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса (ЖК) РФ противоречит Конституции РФ.
Ради потребителей
КС РФ пояснил, что собственники помещений в МКД владеют и пользуются общим имуществом в доме наряду с собственниками других помещений, если иной порядок не определен решением собственников или законом. Оспариваемая норма как раз устанавливает компетенции общего собрания собственников МКД и обеспечивает баланс интересов всех таких собственников.
Но КС РФ обратил внимание на то, что в данном случае работают нормы не ЖК РФ, а закона "О защите прав потребителей", которые, соответственно, имеют право на получение информации о товарах, работах, услугах и об их изготовителях, исполнителях, продавцах. То есть, организация обязана довести до сведения потребителя фирменное наименование, место ее нахождения, режим работы, в том числе на вывеске, и за отсутствие такой информации организация несет ответственность.
То есть, по мнению КС РФ, необходимая потребителю информация, размещаемая на вывеске, не является рекламой.
"Сведения, распространение которых является для юридического лица обязательным на основании закона, не относится к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на вывеске", - говорится в материалах КС РФ.