МОСКВА, 22 мар — РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ отправил на пересмотр гражданское дело о взыскании страховой выплаты за перенесенный медсестрой COVID-19 во время пандемии, следует из изученного РАПСИ определения.
Высшая инстанция встала на сторону переболевшей коронавирусом медсестры поликлиники при госпитале, требовавшей получения предусмотренной указом президента страховой выплаты. Медработник производила забор крови и близко контактировала с пациентами, у которых впоследствии было подтверждено наличие коронавируса. Истица проходила лечение в больнице около месяца в декабре 2020 года. Она требовала взыскать 68 тысяч рублей выплаты и 30 тысяч рублей за оплату юридических услуг.
Комиссия военного госпиталя не признала случай страховым, указав, что медсестра непосредственно с пациентами, у которых подтверждено наличие коронавирусной инфекции, и пациентами с подозрениями на эту инфекцию, не работала, а факт её инфицирования коронавирусной инфекцией мог произойти во внерабочее время. Также госпиталь настаивал, что медработник был обеспечен всеми средствами защиты. Нижестоящие суды встали на сторону Фонда и госпиталя.
Позиция ВС
«Право на получение единовременной страховой выплаты имеют работники медицинских организаций, получившие заболевание при выполнении трудовых обязанности вследствие непосредственной работы (контакта) с пациентами, у которых подтверждено наличие коронавирусной инфекции, и пациентами с подозрением на эту инфекцию. При этом право на получение единовременной страховой выплаты такими работниками не поставлено в зависимость от их вины или вины работодателя в возникновении страхового случая», — отмечает ВС в определении.
Претендующий на предусмотренные законом выплаты медработник находится в организационной зависимости от работодателя, что не освобождает последнего от обязанности доказывать свою версию спорных обстоятельств, напомнил Верховный суд.
«Работодатель при наличии такого спора должен доказать, что у работника не имелось непосредственного контакта с пациентами, у которых подтверждено наличие коронавирусной инфекции, и пациентами с подозрением на эту инфекцию, а также, что расследование случая заболевания работника коронавирусной инфекцией проведено в соответствии с установленным порядком», — указал ВС. Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции (определение ВС №4-КГ23-93-К1).
Практика по делам
Осенью прошлого года высшая инстанция подтвердила, что право на компенсацию за гибель медицинского работника, заразившегося COVID-19 на рабочем месте возникает не только при непосредственном контакте с переносчиками заболевания, но и при работе с биоматериалами в лаборатории.
ВС поддержал вдовца санитарки местной Городской больницы №33, умершей в разгар пандемии от коронавирусной инфекции. Нижестоящие суды и Фонд социального страхования РФ отказались признать заявителя законным получателем посмертной выплаты в 2 миллиона 752 тысяч рублей, предусмотренной указом президента.
Работодатель 1 октября 2020 года перевёл санитарку из больницы в клинико-диагностическую лабораторию госпиталя для лечения больных с острой респираторной вирусной инфекцией, внебольничной пневмонией и новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на ту же должность. На новом месте работы она проводила ежедневную уборку в лаборатории, доставляла контейнеры с биоматериалом из «буферной зоны», работала с ними и отправляла материалы на обеззараживание.
Дело было отправлено на пересмотр. Высшая инстанция уточнила, что актом о случае острого профессионального заболевания, было установлено, болезнь является профессиональной, а причиной стал рабочий контакт с биологическим материалом от больных COVID-19 пациентов.