МОСКВА, 13 окт — РАПСИ. Суды отказались рассматривать спор полузащитника «Спартака» Михаила Игнатова с футбольным агентом Александром Маньяковым, поскольку решения Российского футбольного союза (РФС) необходимо сначала обжаловать в Cпортивном арбитражном суде (CAS), следует из изученного РАПСИ определения Первого кассационного суда общей юрисдикции.
Ранее CAS отказался рассматривать жалобу Маньякова по другому вопросу — о взыскании неустойки по договору с Игнатовым, но данное решение не имеет преюдициального значения для нового спора, объясняет суд в мотивировочной части определения.
«Поскольку доказательств того, что решение юрисдикционных органов РФС по данному спору обжаловалось сторонами в Лозанну, не представлено, следовательно, отсутствуют основания для вывода, что сторонами соблюден установленный порядок оспаривания решения Комитета РФС по статусу игроков», — установил суд.
Защита футболиста намерена обжаловать данное решение в Верховном суде РФ, полагая, что нижестоящие суды нарушают право ее клиента на защиту, так как суд в Лозанне ранее уже сослался на оговорку в договоре, согласно которой правоотношения должны разбираться Мытищинским городским судом.
Однако кассационный суд напомнил, что, согласно установленному порядку решение Комитета РФС по статусу игроков подлежит обжалованию в CAS. Поэтому решение РФС о взыскании с футболиста более 9,3 миллиона рублей в пользу агента — было признано судами законным.
«Выводы, сделанные указанным юрисдикционным органом при разрешении иного спора с теми же сторонами, не могут распространятся на все иные споры с теми же субъектами, тем более не могут автоматически изменять установленную подсудность их рассмотрения», — объясняет кассационная инстанция в своем определении.
Кабальный договор
Спор между известным агентом и подающим надежды полузащитником возник после подписания в апреле 2020 года агентского договора, согласно условиям которого Маньяков должен был договориться с клубом о новом контракте, рассказала РАПСИ адвокат футболиста Ирина Бжезовская. В то время Игнатов играл за «Спартак-2» и хотел подписать с клубом новый договор адекватный своему спортивному уровню.
Договоренность между полузащитником и агентом действовала всего 42 дня, после которых футболист принял решение в одностороннем порядке от сделки отказаться.
«Причиной для этого стало отсутствие результатов: наш оппонент утверждал, что за это время он провёл одну встречу с представителями футбольного клуба (не «Спартака» прим. ред.) и разместил в интернете рекламное видео с презентацией Михаила. Подтвердить свою деятельность по заключенному договору в дальнейшем Маньяков не смог», — отмечает юрист.
При этом агент утверждает, что ему положено более 9,3 миллиона рублей, поскольку в договоре был пункт о том, что футболист даже в случае расторжения агентского контракта обязан выплатить Манькову 10 процентов от своего футбольного и рекламного дохода за пять следующих лет, даже если соглашение с клубом будет заключено без его эффективного участия.
О новом контракте со «Спартаком» договорились уже без участия агента, говорит Бжезовская. Игнатов и его представители считают условия соглашения с агентом кабальными. Молодых и подающих надежды футболистов «делают рабами», заставляя отдавать существенную часть заработка, подчеркивает адвокат.
Представитель Игнатова настаивает, что агент вышел за рамки добросовестности, обязав её доверителя на протяжении 5 лет платить ему 10%, чем нарушены нормы Гражданского кодекса РФ и Закона о защите прав потребителей.
Право на защиту
Сразу после разрыва договора Маньяков обратился в палату Российского футбольного союза по разрешению споров, потребовав с Игнатова неустойку по договору в размере 3 миллионов рублей — палата требование удовлетворила. Однако Комитет РФС по статусу игроков встал на сторону футболиста и отменил это решение, указав, что Игнатов должен возместить только реальные затраты агента, которые последний доказать не смог.
Маньяков обратился в Cпортивный арбитражный суд в Лозанне (CAS), но международный суд отказался рассматривать спор из-за оговорки в договоре, согласно которой правоотношения должны разбираться Мытищинским городским судом. На этом интерес агента к спору угас, подчеркивает Бжезовская, а возобновился он уже после января 2022 года, когда Игнатов заключил новый улучшенный контракт со «Спартаком».
«Маньков повторно обратился в РФС, но с другими требованиями — он стал настаивать на возмещении 10% от дохода футболиста за прошедший период. Палата РФС отказала ему, поскольку уже рассматривала их спор и комитет РФС чётко дал понять, что взыскивать деньги нельзя. Удивительно, что этот раз комитет (РФС по статусу игроков) встал на сторону агента — и постановил взыскать с моего доверителя чуть менее 10 миллионов рублей», — указала собеседница РАПСИ.
По ее словам, они обратились сразу в Мытищинский суд Подмосковья, так как считают, что CAS рассматривать дело не будет: из-за того, что Лозанна уже дала понять о юрисдикции спора по агентскому договору.
Изначально суд встал на сторону футболиста, признав пункт его договора с агентом о возмещении 10% от годового дохода и решение Комитета по статусу игроков о взыскании более 9,3 миллиона рублей недействительными.
Однако при повторном рассмотрении суды посчитали, что все же пропускать утвержденную регламентом РФС стадию обращения в CAS нельзя.
РАПСИ обратилась за комментариями в агентство FM Sports Agency, одним из создателей которого является Маньяков, однако на момент выхода материала ответа не получило.