МОСКВА, 11 окт — РАПСИ. Верховный суд РФ вернул водительское удостоверение автолюбителю Валерию Пашаяну за обгон «паровозиком» или «двойной обгон»: водитель выехал на встречную полосу вслед за уже начавшим обгон автомобилем и завершил маневр также находясь позади него, следует из изученного РАПСИ постановления.
Это уже второй случай решения суда высшей инстанции по спору со схожими обстоятельствами. В сентябре права были возвращены автолюбителю из Ставрополя — Мураду Макову. Между тем трактовка такого манёвра не всегда едина, поэтому эксперты призывают водителей быть осторожнее с «двойным обгоном», выбрав безопасность на дороге.
Мировой суд Челябинской области лишил Пашаяна прав на 4 месяца в октябре прошлого года по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ (Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения). Водитель на своём BMW X3 совершил выезд на встречную полосу с целью обгона, следуя за транспортным средством, которое уже выполняло обгон другого транспортного средства.
Правилами запрещён обгон именно того автомобиля, который шёл впереди в обгоняющей веренице, то есть в рассматриваемом деле — перед автомобилем Пашаяна, поясняет ВС.
«Как следует из вышеуказанных разъяснений, запрещается обгонять именно транспортное средство, которое двигается впереди, совершая объезд или обгон, транспортное средство, подавшее сигнал поворота налево. В этом случае речь идет только об одном транспортном средстве, это транспортное средство, которое в данный момент производит обгон или объезд препятствия, именно его и запрещается обгонять», — отмечает высшая инстанция.
ВС ссылается на аналогичную позицию Пленума (пункт 15 постановления от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ»), которым даются разъяснения по пункту 11.2 ПДД (случаи, в которых водителю запрещается выполнять обгон). (Постановление №48-АД23-40-К7)
Приоритет безопасности
Несмотря на позицию Верховного суда РФ, водители должны трезво оценивать ситуацию на дороге и выбирать безопасность дорожного движения в качестве приоритета, считает глава юридической компании «Коллегия правовой защиты» Виктор Травин.
«Меня учили так, что нельзя подменять законность целесообразностью. Даже, если пробка затянулась из-за медленно едущего трактора, нужно совершать манёвры с учётом безопасности дорожного движения. При обгоне «паровозиком» водитель в веренице лишён возможности контролировать то, что происходит на встречной полосе, риск серьёзного ДТП возрастает. Также водителям нужно помнить, что ГИБДД придерживается позиции о запрещенности такого манёвра», — отметил Травин.
Обгон «паровозиком» суды и сотрудники ГИБДД в каждом случае трактуют по-разному, в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Так, в середине мая 2023 года Верховный суд РФ отказал в жалобе водителя Сергея Геращенко, который совершил аналогичный манёвр и был лишен прав на 5 месяцев.
«Имеющий правовое значение для разрешения дела факт осуществления Геращенко движения по полосе, предназначенной для встречного движения, в момент, когда движущееся впереди транспортное средство уже производило обгон, что запрещено пунктом 11.2 Правил дорожного движения, установлен на основании исследованных судами доказательств, а потому действия Геращенко образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», — указывал тогда ВС РФ.
В пункте 11.2 ПДД, на который ссылается высшая инстанция, указано, что водителю запрещается выполнять обгон в случае, если «транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия» без пояснения, о каком транспортном средстве идёт речь — о первом обгоняющем или об обгоняемом. (Постановление № 19-АД23-6-К5)