САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 30 мая — РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ обязал законодателей определить принадлежность, распределение и источники финансирования полномочий по ликвидации несанкционированных свалок твердых отходов и мусора на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в государственной собственности и не закрепленных за конкретным пользователем. Об этом говорится в новом Постановлении КС РФ, опубликованном на его официальном сайте.

До внесения изменений в законы и нормативные акты на местные власти может быть возложена соответствующая обязанность, но при условии определения судом – исходя из обстоятельств конкретного дела – объема необходимого финансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Не соответствуют Конституции РФ

Такие выводы были сделаны КС РФ после рассмотрения двух жалоб, связанных с ликвидацией несанкционированных свалок - от муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского района Красноярского края" и от администрации Новосибирского района Новосибирской области.

Муниципалы Кодинска просили проверить конституционность статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктов 16–18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами. А муниципалы из Новосибирской области просили проверить конституционность статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9, пунктов 1 и 2 статьи 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Оспариваемые нормы признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда уполномоченный орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования, но государственная собственность на них не разграничена, а также земельных участков, находящихся в государственной собственности и не закрепленных за конкретным пользователем

Муниципальные обязанности

Как следует из материалов дела, первая жалоба стала результатом спора между региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) ООО "Автотранспортное предприятие" и муниципальными властями Кодинска.

В жалобе сказано, что в 2020 году региональный оператор ТКО расчистил от мусора участок, находящийся на территории городского поселения, и потребовал за это от администрации Кодинска 324 тысяч рублей. Суды согласились с тем, что обязанность ликвидировать несанкционированную свалку лежит на местной администрации, которая уполномочена законодателем на распорФяжение государственными землями.

Аналогичная ситуация возникла и в Новосибирской области. Как установили суды, администрация Новосибирского района не приняла должных мер для очистки территории, замусоренной в результате жизнедеятельности села Боровое, в результате чего по иску прокурора суды обязали местную администрацию ликвидировать несанкционированную свалку на участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения.

Полномочия не определены

Как подчеркнул КС РФ в своем решении, Российская Федерация устанавливает правовое регулирование отношений, возникающих в сфере обращения с отходами, а также осуществляет ряд иных полномочий в данной сфере.

"Это, в частности, установление порядка разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами и территориальных схем обращения с отходами, а также требований к составу и содержанию таких схем, утверждение правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правил ведения их реестра, установление порядка создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации федеральной государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов, установление единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений и другое", - говорится в Постановлении КС РФ.

При этом КС РФ отметил, что действующее правовое регулирование четко не определяет принадлежность и объем полномочий органов публичной власти по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных, в частности, на земельных участках, которые расположены в границах муниципальных образований, но при этом не находятся в их собственности.

"Соответственно, на органы местного самоуправления муниципальных образований прямо не возложена обязанность по ликвидации такого рода мест, обнаруженных на расположенных в границах этих муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности", - говорит КС РФ в своем решении.

Право на возмещение расходов

КС РФ объясняет, что органы местного самоуправления не могут и не должны нести всю полноту ответственности за ликвидацию несанкционированных свалок на участках, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, но принадлежащих государству, если собственник отходов (разместившее их лицо) не установлен. То есть, по мнению КС РФ, наделение местных властей полномочиями в отношении таких земель и обязанность действовать от имени "государственного" собственника не могут рассматриваться как основание для возложения на них всей полноты ответственности за расчистку свалок (если только эти свалки не возникли вследствие умышленных действий муниципалов). "Иное влекло бы нарушение принципа самостоятельности местного самоуправления, в том числе в отношении управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения местного бюджета, а также нарушение принципа единства системы публичной власти и прав граждан на осуществление местного самоуправления и благоприятную окружающую среду", - разъясняет КС РФ.

Таким образом, КС РФ указал, что законодателю надлежит определить принадлежность, распределение и источники финансирования полномочий по ликвидации несанкционированных свалок. А до этого на местные власти может быть возложена соответствующая обязанность, но при условии определения судом – исходя из обстоятельств конкретного дела – объема необходимого финансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Если же муниципалитеты после провозглашения данного Постановления исполнят такие судебные решения и расчистят места несанкционированных свалок полностью за свой счет, то они имеют право на возмещение понесенных расходов за счет федерального бюджета и/или бюджета субъекта РФ. Дела заявителей подлежат пересмотру.