САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 апр - РАПСИ, Михаил Телехов. После взыскания исполнительского сбора либо штрафа за неисполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав вправе установить новый срок исполнения таких требований, не дожидаясь вступления в законную силу вынесенного ранее постановления о взыскании. Неисполнение должником требований в течение нового срока дает основание для назначения нового взыскания. Об этом говорится в новом постановлении Конституционного суда РФ.

Соответствующие выводы были сделаны КС РФ по запросу Костромского областного суда о проверке конституционности части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, согласно которой неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Сироте не предоставили жилье

Как следует из материалов дела, в производстве Костромского областного суда находится жалоба администрации города Костромы на выписанные ей штрафы за неисполнение решения суда. В январе 2017 года суд обязал местные власти предоставить 20-летней сироте жилое помещение, что сделано не было. В апреля 2017 года данное решение вступило в законную силу, и на его основании был выдан исполнительный лист. В июне 2017 года было возбуждено исполнительное производство и в августе 2017 года с должника был взыскан исполнительский сбор в размере 50 тысяч рублей и назначен новый срок исполнения решения суда.

Но в марте 2021 администрация Костромы была привлечена к ответственности за неисполнение решения суда уже в течение этого срока, оштрафована на 30 тысяч рублей. Приставом был установлен новый срок исполнения. Но в январе 2022 года (вступило в законную силу 7 июня 2022 года) администрация Костромы была привлечена к ответственности за неисполнение решения суда в течение последнего установленного приставом срока и оштрафована на 50 тысяч рублей.

После вынесения постановления о назначении этого административного штрафа (по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ), но до вступления в законную силу этого постановления – приставом был установлен новый срок для исполнения администрацией города Костромы указанного судебного решения по гражданскому делу – до 15 июля 2022 года.

"Поскольку по истечении вновь установленного срока жилое помещение не было предоставлено взыскателю, постановлением должностного лица территориального органа ФССП России от 11 августа 2022 года администрация города Костромы была повторно привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации, и ей был вновь назначен административный штраф в размере 50 тысяч рублей", - говорится в материалах суда.

Данное постановление было обжаловано в суде, но оставлено без изменения, после чего дело поступило в Костромской областной суд.

Судья Костромского областного суда пришел к выводу о том, что часть 2 статьи 17.15 КоАП РФ не позволяет определить момент, с наступлением которого судебный пристав-исполнитель вправе установить должнику новый срок для исполнения требования неимущественного характера, содержащегося в исполнительном документе: после вынесения постановления о назначении административного штрафа должнику за неисполнение такого требования в ранее установленный для этого срок или после вступления данного постановления в законную силу. В связи с этим был направлен запрос в КС РФ.

Понуждение к исполнению

Как отметил КС РФ, предусмотренное оспоренной нормой административное правонарушение выражается в виновном бездействии должника.

По мнению КС РФ, законодатель исходит из необходимости применения повышенной штрафной ответственности к должникам, которые не исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера после их привлечения к административной ответственности за это на основании части 1 статьи 17.15 КоАП РФ (т.е. после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора). Поэтому выписывать штраф на основании части 2 статьи 17.15 КоАП РФ вновь (в том числе повторно) можно только после вступления в силу постановления о привлечении должника к ответственности соответственно по части 1 или 2 данной статьи.

"Однако это не исключает права пристава установить новый срок исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований после вынесения постановления о привлечении его к ответственности на основании части 1 или части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, не дожидаясь его вступления в законную силу", - передает пресс-служба КС РФ позицию суда.

Иначе ограничивалось бы применение административных средств понуждения к исполнению судебного решения и нарушалось право граждан на судебную защиту.

"Судебный пристав-исполнитель вправе после вынесения постановления о привлечении должника к административной ответственности на основании части 1 либо части 2 статьи 17.15 КоАП РФ установить новый срок исполнения должником содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, не дожидаясь вступления в законную силу названного постановления, неисполнение которого в этот срок дает основание – при условии вступления в законную силу указанного постановления о привлечении к административной ответственности на момент возбуждения нового дела об административном правонарушении – для нового применения административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ", - говорится в постановлении КС РФ.