САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 10 апр - РАПСИ, Михаил Телехов. Законодатели Москвы должны внести изменения в столичный административный Кодекс и определить должностных лиц, которые в системе действующего правового регулирования могли бы возбуждать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ. В нем КС РФ также указал, что аналогичные изменения в свои законы должны внести и законодатели иных субъектов РФ.

Такое указание КС РФ дал рассмотрев жалобу москвича Павла Лакина, который просил проверить конституционность абзаца 9 пункта 2 статьи 1, абзацев 1 и 2 пункта 1 и предложения 1 пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 ФЗ "О прокуратуре РФ", абзаца 2 части 6 статьи 28.3 и предложения 2 части 1 статьи 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушения (КоАП), а также пункта 1 части 3 статьи 16.5 закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".

Из оспариваемых норм, названная последней признана противоречащей Конституции РФ.

Постановление​​ ​КС РФ основано на ранее вынесенных правовых​ позициях суда.

Прокуратура не помогла

Как следует из материалов дела, в ноябре 2020 года москвич Павел Лакин заявил в полицию на своих соседей, проживающих этажом ниже, с жалобой на громкую музыку, нецензурную брань и крики. В возбуждении уголовного дела по статье "Хулиганство" ему отказали, но указали на признаки административного правонарушения – нарушение тишины и покоя, в соответствии с нормами КоАП Москвы. "При этом полицейские отметили, что составление протокола о таком нарушении не входит в их полномочия. Тогда Лакин обратился в прокуратуру, которая передала жалобу вновь в МВД, где подтвердили обоснованность его доводов, но сослались на уже принятое ранее решение об отказе в возбуждении дела. Оспорить эту позицию в судах заявителю не удалось. Суды разъяснили, что прокуратура в порядке надзора вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, однако такой надзор не осуществляется в отношении физических лиц", - изложила пресс-служба КС РФ последовательность событий, изложенных в жалобе Лакина.

При этом, в постановлении КС РФ отмечено, что кассационная инстанция, рассматривавшая дело Лакина, сообщила, что на момент рассмотрения органом прокуратуры обращения Лакина не было заключено соглашение между МВД РФ и Правительством Москвы о передаче органам внутренних дел полномочий по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3.13 КоАП Москвы.

Некому составлять протоколы

КС РФ разъяснил в своем решении, что в 2014 году в КоАП РФ было введено положение, согласно которому протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ и посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, составляются полицией по соглашению с органами исполнительной власти субъектов.

"Это потребовало незамедлительного внесения изменений в законы субъектов, но соответствующие поправки в КоАП Москвы появились лишь в 2022 году и должны действовать со дня вступления в силу соглашения между Правительством Москвы и МВД РФ. Однако такое соглашение до сих пор не заключено. То есть, более восьми лет в столице отсутствует возможность возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3.13 КоАП Москвы, в отношении совершеннолетних граждан", - передает пресс-служба КС РФ выводы суда.

Таким образом, пункт 1 части 3 статьи 16.5 КоАП Москвы признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он во взаимосвязи с другими положениями КоАП Москвы не определяет должностных лиц, которые могут в системе действующего правового регулирования возбуждать дела (составлять протоколы) об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3.13 КоАП Москвы, в отношении совершеннолетних граждан, не обеспечивая тем самым надлежащего механизма привлечения их к административной ответственности за данное правонарушение. 

Законодателю города Москвы (как и законодателям иных субъектов РФ) надлежит внести в свои акты необходимые изменения. До этого протоколы о нарушении общественного порядка и безопасности в столице вправе составлять должностные лица Объединения административно-технических инспекций Москвы. Сотрудники полиции при отсутствии соглашения между МВД России и Правительством Москвы обязаны им содействовать.

Пересмотр судебных решений, вынесенных по делу Лакина, не приведет к восстановлению его прав, поэтому ему предоставляется право на компенсацию.