САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 9 янв — РАПСИ. Районный суд Санкт-Петербурга вынес решение по исковому заявлению петербуржца Евгения к клинике репродуктивных технологий об утилизации эмбрионов, образованных с его бывшей супругой Татьяной, сообщает в понедельник объединенная пресс-служба судов Петербурга.

Из фабулы дела следует, что Евгений был женат на Татьяне. Пара обращалась в клинику для проведения ЭКО. В клинике остались на хранении путем криоконсервации два эмбриона, созданные с использованием половых клеток истца.

В дальнейшем брак между Татьяной и Евгением был расторгнут. При разделе совместно нажитого имущества Евгений предложил Татьяне эмбрионы приобрести, о чем девушка рассказала суду, будучи привлеченной в качестве третьего лица, и дополнила, что претензий к клинике не имеет, а к ней бывший супруг с просьбой утилизировать предмет спора не обращался.

После развода Евгений самостоятельно обратился в клинику с требованием утилизировать эмбрионы. Ему отказали и объяснили, что согласие Татьяны обязательно. Истец просил суд обязать клинику уничтожить эмбрионы, а также взыскать с нее 60 тысяч рублей, поскольку хранение эмбрионов стоило 120 тысяч рублей и оплачивалось из совместно нажитого имущества. Еще 50 тысяч рублей Евгений просил взыскать в качестве морального вреда за нарушение прав потребителя, штраф, судебные расходы.

Суд установил, что эмбрионы хранятся в криохранилище определенного общества с ограниченной ответственностью и должны там храниться до принятия «единогласного решения». В письмах от клиники и ООО истцу сообщалось, что эмбрионы не будут использованы в каких бы то ни было целях, никому не будут перенесены или перевезены из клиники без его согласия.

Суд разъяснил истцу, что договор на ЭКО был заключен с Татьяной, Евгений стороной договора не являлся, соответственно, требовать его расторжения не может, как и 60 тысяч рублей, поскольку договор заключен в период брака, а значит Татьяна действовала с согласия истца.

«Закон не регулирует вопрос утилизации эмбрионов в случае заявления требования об этом одним из лиц. Решение о дальнейшей тактике (донорство, криоконсервация, утилизация) в отношении неиспользованных половых клеток и эмбрионов принимают лица, которым принадлежат половые клетки и/или эмбрионы, путем заключения гражданско-правовых договоров. Такого договора истцом в материалы дела не представлено, истец не обращался с требованием об утилизации эмбрионов к Татьяне», - говорится в сообщении.

Суд разъяснил, что поскольку эмбрионы не будут использованы каким бы то ни было образом без соответствующего волеизъявления истца, его права в указанной части не нарушены. Евгением реализовано право отозвать согласие на использование эмбрионов в целях рождения ребенка, однако указанное право не тождественно праву односторонним волеизъявлением прекратить хранение эмбрионов, принадлежащих как истцу, так и Татьяне.

Как отмечает объединенная пресс-служба петербургских судов, суд Евгению отказал, а Татьяна в итоге тоже написала заявление об утилизации.