САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 окт - РАПСИ, Михаил Телехов. Действующее законодательство не нарушает прав граждан, ограничивая им доступ к материалам уголовных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, которым отказано в реабилитации, или к делам, которые еще не пересмотрены в установленном порядке. Об этом говорится в Определении Конституционного суда (КС) РФ, которым было отказано в рассмотрении жалобы исследователя деятельности НКВД в период 1937-1938 годов Сергею Прудовскому.

В своей жалобе Прудовский просил проверить конституционность части 2 статьи 5 федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 11 федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий", поскольку они исключают возможность ознакомления с архивными материалами уголовных дел, содержащих информацию о нереабилитированных лицах.

Ограниченный доступ

Как следует из материалов дела, Прудовский пытался получить доступ к протоколам заседаний особых троек НКВД, хранящихся в архивах Управлений ФСБ по Тульской и Ивановской областях. Ему было отказано, с той формулировкой, что эти материалы содержат сведения, распространение которых может повлечь разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды. В судах Прудовскому не удалось обжаловать этот отказ.

КС РФ разъяснил, что оспариваемые нормы закрепляют право реабилитированных лиц, их родственников и наследников на ознакомление с материалами прекращенных уголовных и административных дел и получение копий документов, сохранившихся в делах рукописей, фотографий и других личных документов, подчеркнув, что доступ других лиц, в том числе и исследователей, к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне граждан, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, ограничен на срок 75 лет со дня создания данных документов (если нет соответствующего разрешения от родственников либо наследников).

Справки достаточно

Также КС РФ отметил, что в развитие указанного регулирования принято Положение о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел.

"Данное Положение не регламентирует вопросы доступа к материалам уголовных и административных дел в отношении лиц, которым отказано в реабилитации, или к делам, которые еще не пересмотрены в установленном законодательством Российской Федерации порядке; на обращения граждан по доступу к материалам уголовных и административных дел с отрицательными заключениями о реабилитации проходящих по ним лиц архивами выдаются справки о результатах пересмотра", - говорится в определении суда.

В нем же тмечено, что оспариваемые нормы ограничивают возможность доступа неопределенного круга лиц к архивным материалам уголовных дел, содержащих информацию о нереабилитированных лицах, но не регулируют право каждого на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В итоге, КС РФ указал, что отсутствие у Прудовского доступа к истребуемой им информации не препятствует ему в реализации и защите своих прав и свобод, и, соответственно, это не может рассматриваться как нарушение его конституционных прав в указанном в жалобе аспекте.