САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 5 окт - РАПСИ, Михаил Телехов. Законодательство должно обеспечивать право работающих в местах лишения свободы на досрочное назначение им страховой пенсии по старости, говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.

Соответствующие выводы были сделаны КС РФ после рассмотрения жалобы медсестры Инны Глущенко, просившей проверить конституционность пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и статей 12 и 13 Федерального закона "О специальной оценке условий труда".

Эти нормы предусматривают досрочное назначение страховой пенсии по старости после проведения специальной оценки условий труда мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

"Нормы признаны не соответствующими Конституции РФ. Постановление основано на ранее вынесенных правовых позициях суда", - сообщает пресс-служба КС РФ.

Работала с осужденными

Как следует из материалов дела, Глущенко с 22 декабря 2011 года по 31 декабря 2013 года работала в Исправительной колонии №7 (ИК-7) Управления Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) по Белгородской области в должности медицинской сестры, а с 1 января 2014 года переведена на работу в Медико-санитарную часть №31 УФСИН, расположенную на территории той же ИК-7 так же на должность медицинской сестры, где и продолжает трудиться.

"В ее обязанности по замещаемой должности входит оказание медицинской помощи больным, осужденным к лишению свободы, трудовая деятельность осуществляется на территории исправительной колонии", подчеркивает КС РФ.

В декабре 2014 года была проведена специальная оценка условий труда Глущенко, по результатам которой условия труда признаны допустимыми, что повлекло освобождение работодателя от обязанности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обеспечивающее досрочное назначение страховой пенсии по старости.

То есть в ее специальный страховой стаж не был включен период работы в медсанчасти в должности медицинской сестры с 16 декабря 2014 года по 23 октября 2016 года и с 26 ноября 2016 года по дату обращения. Не согласившись с таким решением, Глущенко обратилась в суд с иском к медсанчасти и ООО "Метролог" об оспаривании результатов специальной оценки условий труда, возложении обязанности исправить сведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица в части присвоения кода особых условий труда, начислить и оплатить страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Глущенко посчитала оспариваемые нормы не соответствующими Конституции РФ, поскольку при проведении специальной оценки условий труда препятствуют учету работы с осужденными в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а значит, включению периодов такой работы в страховой стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, в связи с чем нарушается ее право на пенсионное обеспечение.

Не принято во внимание

Как отметил КС РФ, вводимые законодателем правила оценки условий труда не должны обесценивать конституционное право на пенсионное обеспечение.

Законодатель определил процедуру исследования вредных и опасных производственных факторов для оценки условий труда рабочих и служащих колоний, в том числе медицинских работников, занятых на работах с осужденными, но не принял во внимание специфику этой трудовой деятельности. В результате в их специальный страховой стаж не засчитываются соответствующие периоды работы. Между тем, государство должно гарантировать реализацию пенсионных прав, иначе подрывается доверие граждан к закону", - передает позицию КС РФ пресс-служба суда.

Как установил КС РФ, в составе медсанчасти, где работает Глущенко, образованы филиалы – медицинские части, каждая из которых обслуживает конкретную исправительную колонию, в том числе исправительную колонию №7 УФСИН России по Белгородской области.

При таких обстоятельствах, указывает КС РФ, нет оснований полагать, что средний медицинский персонал, постоянно и непосредственно занятый на работах с осужденными, может быть исключен из числа лиц, имеющих право на пенсию в связи с особыми условиями труда, хотя медсанчасть для осужденных, входя в уголовно-исполнительную систему, прямо и не относится к учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы.

"В противном случае допускалась бы произвольная дифференциация в пенсионном обеспечении медицинских работников, постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными, основанная исключительно на формальных признаках, и нарушался бы принцип равного отношения к лицам, находящимся в сходной ситуации", - подчеркивает КС РФ.

Поэтому оспариваемые нормы были признаны не соответствующими Конституции РФ.

До внесения изменений в законы пенсионные права указанных граждан должны обеспечиваться перечислением в Пенсионный фонд РФ необходимых страховых взносов по дополнительному тарифу, который был предусмотрен на период до проведения специальной оценки условий их труда.

Правоприменительные решения по делу Глущенко подлежат пересмотру.