С.-ПЕТЕРБУРГ, 1 июл - РАПСИ. Искусственный интеллект помог сократить время, затрачиваемое судьей на подготовку судебного акта на 84 процента, а на заполнение карточки судебного дела – на 96 процентов, таким образом он даёт возможность судам сосредоточиться на более сложных, интересных и интеллектуальных делах, рассказали председатель Белгородского областного суда Олег Усков и руководитель по правовой поддержке АО «МегаФон Ритейл» Алексей Шугар.

В Белгородской области на трёх участках мировых судей проводился эксперимент по автоматизации обработки заявлений ФНС о выдаче судебных приказов, рассказали авторы исследования на площадке Х Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ-2022). 

Проблемы эксперимента 

Эксперимент подтвердил, то автоматизация существенно экономит время судей и сотрудников аппарата суда, но выявил и ряд проблем, рассказал Усков. 

«Если бы в суд приходил документ, который может автоматически обрабатываться, однако чаще всего процессуальное обращение поступает на бумажном носителе, и тогда количество ошибок при распознавании текста документа фактически сводит на нет все достоинства и плюсы, то есть опять надо тратить время на коррекцию документа», — отметил председатель суда. 

Он добавил, что ситуация стала улучшаться, когда налоговики стали приносить документы в формате ПДФ, тогда значительно сократилось количество ошибок, но не свелось к нулю.

«Поэтому такое построение работы нужно, но оно возможно и будет давать эффект, если в суд будут приходить машиночитаемые документы», — пояснил Усков. 

Что доверили ИИ 

Шугар рассказал, что ИИ должен был не только распознать входящий в неё документ, но и нужные атрибуты - кто взыскивает, кто должник, реквизиты, предмет взыскания. На основании данных система должна была принять решение - принимать исковое или нет и по какой причине. Система также должна была определять территориальную подсудность. 

«По сути судья получал проект судебного акта, выстроенный на алгоритме ИИ. 

Судье оставалось только проверить, насколько корректно проанализированы данные и отредактировать документ, либо отправить его в корзину. Также организовали интеграцию с картотекой», — сообщил Шугар.

По его словам, проект просуществовал 2 месяца и за это время ИИ рассмотрел более 650 пакетов по взысканию налогов и показал, что он способен значительно снизить нагрузку судей.