С.-ПЕТЕРБУРГ, 29 июн - РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ работает над постановлением Пленума о практике применения судами норм, регулирующих отношения по компенсации морального вреда и готовит обзор практики по вопросам о признании брака недействительным, рассказала на сессии Х Петербургского Международного юридического форума (ПМЮФ-2022) судья Верховного суда РФ Татьяна Назаренко. 

По ее словам, для юридического мира также актуальна дискуссия по поводу свободы воли наследника, который является банкротом, отказаться от принятия наследства с учётом интересов кредитора. 

Наиболее сложными категориями дел для судов являются: рассмотрение дел о делимости-неделимости объектов (жилых домов), наследование авторских прав, наследование отдельных видов имущества, это доли в уставном капитале, наследование бизнеса с долгами, акционерных обществ и выделение супружеской доли. Заданная тема предполагает анализ в том числе состояния судебной практики, применительно к обсуждению концепции развития наследственного права, которое формируется в русле диспозитивности, рассказала Назаренко. 

«Базовый документ, с которым мы работаем, это Постановление 2012 года о судебной практике по делам о наследовании, конечно, его пора обновлять», — считает она. 

«Сейчас мы завершаем подготовку постановления Пленума ВС о практике применения судами норм, регулирующих отношения по компенсации морального вреда, в этом постановлении будут в том числе содержаться правовые позиции получения наследниками взысканных судом сумм компенсации морального вреда в случае, если она была присуждена, но не успела быть получена при жизни. Также касающиеся требования о компенсации морального вреда, предъявляемые к наследникам причинителя вреда. Некоторые вопросы, связанные с возможностью или невозможностью компенсации морального вреда в пользу лиц, осуществляющих такую защиту авторства, имени и неприкосновенности произведения после смерти автора. 

Готовим обзор по недействительности брака тоже в этом полугодии, и там также будут содержаться соответствующие правовые позиции», — сообщила судья ВС. 

Режим общего имущества и брачный договор

Назаренко сообщила, что ВС дал в целом положительный отзыв на законопроект о внесении изменений в ряд законов, которые бы помогли урегулировать вопросы общего имущества супругов и брачного договора. 

Она обратила внимание, что суды часто сталкиваются не только с оценкой достаточности доказательств, представляемых сторонами, но и с коллизиями, пробелами в законах.

«В этой связи нам представляется чрезвычайно важным принятие законопроекта о внесении изменений в Семейный кодекс, закон о нотариате, банкротстве и др., которые уточнят режим общего имущества супругов, регистрации прав обоих супругов в реестре, положений брачного договора, раздела обязательств. ВС дал в целом положительное заключение, мы рассчитываем, что многие спорные вопросы на стыке семейного и наследственного права разрешатся», — отметила судья ВС.

Традиционное безразличие 

Назаренко сообщила, что в производстве судов очень много дел, касающихся наследственных отношений, и они относятся к наиболее сложным. 

По ее данным, в 2021 году рассмотрено более 108 тысяч дел в порядке искового производства, что на 29,1% больше, чем в 2020 году, но тут надо учитывать пандемию и ограничения, однако все равно это на 23,6% больше, чем в 2019 году. Дел об установлении факта принятия наследства рассмотрено свыше 8,5 тысячи, что на 20% выше, чем в 2019 году. 

То есть очевидна ежегодная динамика вне зависимости от объективных обстоятельств в сторону увеличения, указала судья ВС.

Она уточнила, что к наиболее массовым категориям относятся споры об ответственности наследника по долгам наследодателя — почти треть всех споров, признании свидетельства о праве на наследство недействительным и признании права собственности — 30 процентов, восстановление срока для принятия наследства — 13 процентов, оспаривание завещания — 10 процентов, иски о разделе наследства, в том числе с учётом выдела супружеской доли, признании наследника недостойным, присуждении обязательной доли в наследстве, установления нахождении на иждивении наследодателя.

«В основе заявлений об установлении факта принятия наследства, восстановления срока принятия наследства, по нашему мнению, лежит некое традиционное национальное безразличие россиян к юридическому оформлению прав на имущество и юридическая безграмотность, незнание того, что в течение 6 месяцев хорошо бы дойти до нотариуса», — пояснила судья ВС.