МОСКВА, 28 июн — РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ рассмотрит кассационную жалобу ПАО «Тольяттиазот» (ТоАЗ) на акты нижестоящих судов об отказе в удовлетворении иска о банкротстве ООО «Томет», сообщили РАПСИ в суде.
Оспорить судебные акты Арбитражного суда Самарской области, а также Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Поволжского округа пытались бенефициарные владельцы ПАО «Тольяттиазот» Владимир и Сергей Махлаи. Однако все три инстанции признали ПАО «Тольяттиазот» ненадлежащим заявителем, но подтвердили полномочия миноритария ТоАЗа — «Уралхима» как взыскателя нанесенного «Тольяттиазот» ущерба.
Кроме того, суды подтвердили полномочия конкурсного управляющего должника Анатолия Селищева.
На предприятии 3 марта 2021 года была введена процедура банкротства, Селищев назначен конкурсным управляющим должника. В соответствии с законодательством, с его назначением были прекращены полномочия гендиректора ООО «Томет» Владимира Чаброва и других органов управления предприятия.
Три инстанции суда отказали ТоАЗу
Отказывая «Тольяттиазоту» в признании его надлежащим заявителем и взыскателем ущерба, судебные инстанции, с учетом обстоятельств, установленных вступившим в законную силу приговором суда, пришли к выводу о том, что поведение ТоАЗа в части признания должника несостоятельным (банкротом) на основании приговора Комсомольского районного суда Тольятти от 5 июля 2019 года не отвечает критериям разумности и добросовестности.
В ходе рассмотрения уголовного дела ПАО «Тольяттиазот» не признавало себя потерпевшим по уголовному делу, придерживалось позиции, что никакого ущерба в размере свыше 77 миллиардов рублей ему не причинено, в этой связи процессуальным истцом по гражданскому иску в уголовном деле и выступало ОХК «Уралхим», как его акционер, действуя в интересах «Тольяттиазота», заметил арбитраж.
На основании отчета управляющего и анализа финансового состояния должника судом был сделан вывод о невозможности восстановления платежеспособности ООО. Сведения о погашении кредиторской задолженности, наличии у должника имущества и ресурсов, достаточных для восстановления платежеспособности, в дело не представлены.
Ранее управляющий сообщил РАПСИ, что сумма активов «Томета» составляет 10 миллиардов рублей, а сумма обязательств – 87 миллиардов рублей.
Дела уголовные
В 2019 году суд приговорил бенефициаров ПАО «Тольяттиазот» Махлаев, их швейцарских партнеров Андреаса Циви и Беата Рупрехта, а также экс-гендиректора завода Евгения Королева к 8,5 и 9 годам колонии общего режима за мошенничество в особо крупном размере, совершенное группой лиц по предварительному сговору. Решением суда они должны возместить нанесенный ими ущерб в размере 77 миллиардов рублей – самому «Тольяттиазоту», и еще 10 миллиардов рублей – «Уралхиму».
Взыскание было обращено на ООО «Томет» – предприятие, подконтрольное владельцам «Тольяттиазота».
Кроме того, в июне суд приговорил бывшего председателя правления Тольяттихимбанка Александра Попова к 7,5 годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима и штрафу в размере 500 миллионов рублей, говорится в сообщении Следственного комитета (СК) России. Он признан виновным в покушении на дачу взятки в размере не менее 2 миллионов долларов США (часть 3 статьи 30, часть 5 статьи 291 УК РФ). По мнению следователей, возглавляемый Поповым «Тольяттихимбанк» (до 2011 года принадлежавший Владимиру Махлаю, а затем его сыну Сергею Махлаю) выступал нелегальным финансовым центром в составе преступной группы.
Бескомпромиссные действия российской правоохранительной системы в борьбе с организованной преступностью, а также профессиональные и обоснованные решения судов по делу «Томета» свидетельствуют о том, что с незаконной деятельностью бенефициарных владельцев ПАО «Тольяттиазот» в скором времени будет покончено, и завод из очага криминала превратится в процветающее, стабильно работающее предприятие.
Верховный суд России должен будет проверить законность и легитимность судебных актов в рамках дела о несостоятельности «Томета». По мнению экспертов, рассмотрение дела «Томета» в высшей судебной инстанции позволит сделать еще один шаг к реальному возмещению причиненного ТоАЗу и его трудовому коллективу многомиллиардного ущерба.