МОСКВА, 20 апр — РАПСИ. Арбитражный суд Поволжского округа 21 апреля рассмотрит кассационную жалобу ПАО «Тольяттиазот» (ТоАЗ) на акты судов первой и апелляционной инстанций об отказе во введении в тольяттинском ООО «Томет» процедуры наблюдения, сообщили РАПСИ в суде.
Оспорить решения Арбитражного суда Самарской области и Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда пытаются бенефициарные владельцы ПАО «Тольяттиазот» Владимир и Сергей Махлаи. Они просят признать ТоАЗ надлежащим заявителем по делу о банкротстве и отменить назначение арбитражным управляющим ООО «Томет» Анатолия Селищева.
Поскольку представители ПАО «Тольяттиазот» отрицали факт нанесения предприятию ущерба и не признали его потерпевшим, по решению суда взыскателем ущерба как в свою пользу (10,3 млрд рублей), так и в пользу «Тольяттиазота» (77,3 млрд рублей), был назначен миноритарий ТоАЗа – «Уралхим».
Возместить указанные суммы ущерба мажоритарные акционеры ПАО «Тольяттиазот» были обязаны в соответствии с приговором Комсомольского районного суда Тольятти от 7 июля 2019 года, согласно которому Махлаи, а также их швейцарский партнер Эндрю Циви были признаны виновными в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) путем хищений при осуществлении в 2008-2011 гг. экспортных операций с продукцией ПАО «Тольяттиазот». Приговор вступил в законную силу 26 ноября 2019 года по итогам рассмотрения дела в апелляционной инстанции.
Солидарным ответчиком по этому уголовному делу по решению суда стало ООО «Томет». Несколько лет назад в эту организацию с нарушением законодательства за бесценок были выведены самые ценные активы ТоАЗа – агрегат аммиака №7 и оба агрегата метанола. Суть аферы состояла в том, что оборудование так и осталось на территории ТоАЗа, завод продолжал нести издержки по ремонту, обслуживанию, обеспечению сырьем выведенного в «Томет» оборудования, а прибыль от него получали лишь основные владельцы ТоАЗа – Махлаи и Циви.
В настоящий момент обстоятельства вывода активов ТоАЗа в «Томет» расследуются в рамках уголовного дела по ст. 210 УК РФ – создание преступного сообщества или участие в нем. Подозреваемыми по нему проходят Махлаи, Циви и другие лица, связанные с ТоАЗом, всего около 10 человек.
По словам юристов, наблюдающих за процессом, банкротство «Томет» было инициировано около года назад Махлаями, которые через принадлежащие им Тольяттихимбанк и банк РТС стали нагружать «Томет» кредиторской задолженностью (превысила 1,5 миллиарда рублей). Селищев отметил, что долги «Томета» Тольяттихимбанку и банку РТС составили около 1 миллиарда рублей. «Это аффилированные банки (оба контролируются Махлаями), есть подозрение, что они искусственно создали эту задолженность», - уточнил временный управляющий предприятием.
Кроме того, с начала 2020 года «Томет» перестал рассчитываться с ТоАЗом за оказываемые ему услуги, искусственно накапливая на себе задолженность. Текущее финансовое состояние «Томета» Селищев охарактеризовал в крайне пессимистических тонах: «норма прибыли сейчас постоянно падает, перевооружение не производится, предприятие потихоньку тонет».
Осенью 2020 года, доведя прибыльное предприятие до предбанкротного состояния, Махлаи решили начать процесс банкротства «Томет» под собственным контролем, чтобы сохранить свои средства и многомиллиардные активы, украденные у ТоАЗа. Для этого в сентябре был подан иск о признании «Томета» банкротом в пользу ТоАЗа.
По мнению юристов, руководство ПАО «Тольяттиазот» действовало недобросовестно, основывая требования о банкротстве на вступившем в силу приговоре суда. Этот приговор в то же время оспаривается со стороны ТоАЗа, преследующего цель не допустить удовлетворение требований кредитора, в том числе и в пользу самого ПАО «Тольяттиазот».
«Уралхим» также был вынужден подать собственный иск о банкротстве ООО «Томет», стремясь не допустить исчезновения активов предприятия в новых офшорах Махлаев. Этот иск был удовлетворен судом.
К 1 марта 2021 года конкурсный управляющий Анатолий Селищев завершил внутренний аудит «Томета» и подготовил отчет о его финансовом состоянии. На основании отчета Арбитражный суд Самарской области установил, что ООО «Томет» не способно в текущем состоянии исполнить свои обязательства перед кредиторами, и ввел на заводе процедуру конкурсного производства.
9 марта Селищев приступил к своим обязанностям на предприятии. В начале апреля собрание кредиторов ООО «Томет» поддержало стратегию, разработанную конкурсным управляющим. Она предусматривает сохранение производства и трудового коллектива, а также развитие и обновление производственного комплекса завода.