САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 ноя - РАПСИ, Михаил Телехов. Закон о передаче государственного и муниципального имущества религиозным организациям создает неопределенность в вопросе о том, распространяется ли установленный порядок на помещения, реконструированные под размещение храма, если они изначально не были построены, как культовые сооружения, говорится в постановлении Конституционного суда (КС) РФ.
Таким образом, пункт 1 статьи 2 федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", определяющий конкретные виды недвижимости, которую можно передавать в пользование или в собственность религиозных организаций, признан не соответствующим Конституции РФ. Федеральному законодателю надлежит принять меры по устранению выявленной неопределенности правового регулирования. Решение основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.
Храм отдали другому приходу
Соответствующие постановление было вынесено после изучения жалобы Общины Православной Церкви Божией Матери Державная города Твери.
Как следует из материалов дела, заявитель более 20 лет пользовался муниципальными помещениями, переданными ей городским комитетом по управлению имуществом. Поскольку переданное имущество изначально требовало ремонта, религиозной организацией были проведены работы по реконструкции, в результате чего в эксплуатацию был принят храм Новомучеников Российских.
В 2016 году городские власти отказались продлить с общиной договор безвозмездного пользования помещениями. Заявитель попытался обжаловать действия властей, и Арбитражный суд Тверской области в 2018 году признал отказ от договора недействительным. Суд установил, что спорные помещения были перепрофилированы под храм и использовались в этом качестве более двадцати лет, и оснований для не предоставления спорного муниципального имущества в безвозмездное пользование общине в статье 8 федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" отсутствуют. Но Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд отменил это решение, и сославшись на спорную норму указал, что к имуществу религиозного назначения может быть отнесено только то, которое изначально построено для обеспечения деятельности религиозных организаций. В рассмотрении кассации общине было отказано.
Интересно, что в марте 2020 года спорные нежилые помещения переданы по договору о предоставлении муниципального недвижимого имущества в безвозмездное пользование православному приходу храма праведного Лазаря Четверодневного города Твери Тверской и Кашинской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
По мнению заявителя, закон нарушает принцип равенства религиозных объединений и несоразмерно ограничивает свободу вероисповедания.
Общине полагается компенсация
КС РФ отметил в силу части 1 статьи 12 данного федерального закона передача государственного или муниципального имущества, которое не имеет религиозного назначения, но на день вступления в силу данного федерального закона было реконструировано под храм, может быть передано в собственность религиозной организации долгое время пользовавшейся этим имуществом.
"Таким образом, федеральным законодателем прямо предусмотрена возможность передачи в собственность религиозных организаций имущества, которое создано не для религиозного использования, но изменено в соответствующих целях. В то же время положения федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» не позволяют однозначно определить правовой режим помещений в здании, находящемся в муниципальной собственности, построенных не для осуществления и (или) обеспечения определенных видов деятельности религиозных организаций", - говорится в постановлении КС РФ
По мнению КС РФ, действующее правовое регулирование не гарантирует религиозным организациям оформления прав на такое имущество и позволяет собственнику изымать имущество из многолетнего пользования религиозной организации без разумного и достаточного обоснования – независимо от того, какие средства вложены ею в перестройку или в новое строительство, и какое духовное значение придается данному месту религиозного поклонения гражданами, исповедующими данную религию.
Поэтому оспоренные нормы признаны не соответствующими Конституции РФ. Законодателям надлежит устранить неопределенность.
А за общиной (после внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений) признано право на применение компенсаторных механизмов в связи с правоприменительными решениями, основанными на спорной норме. Форма и размер компенсации должны быть определены Арбитражным судом Тверской области как судом, рассмотревшим в первой инстанции конкретное дело и принявшим решение в пользу заявителя.