МОСКВА, 11 ноя — РАПСИ. Поставка дизель-генераторов для нужд Крыма обвиняемым в мошенничестве бизнесменом Константином Пономаревым производилась по цене ниже рыночной, а предприниматель хотел через суд получить только пятую часть положенной ему неустойки, сообщил РАПСИ адвокат Владимир Постанюк.
В среду Солнечногорский суд Московской области провёл допрос Пономарева по эпизоду уголовного дела о мошенничестве с дизель-генераторами. Бизнесмен давал показания более 5 часов, попросив своих защитников отказаться от вопросов, сосредоточившись только на ответах гособвинению.
"Он сказал, что за три года так и не увидел руководителя следственной группы и поэтому готов отвечать сразу на вопросы гособвинения… Пономарев отметил, что отозвался на сложную ситуацию в вошедшем в состав РФ Крымом и поставил на полуостров генераторы по цене ниже рынка", — рассказал Постанюк.
По словам защитника, именно цепочка посредников завысила в 7 раз итоговую цену на поставку электрооборудования на полуостров, а обратившись в суд бизнесмен потребовал неустойку в 1,2 миллиарда рублей, что почти в 5 раз ниже суммы реальной задолженности.
"Мой доверитель обратил внимание суда, что Крыму с электрификацией помогло немалое количество предприятий, и все кроме Пономарева получили деньги от государства. Также он напомнил, что участники цепочки по передаче генераторов судились друг с другом и никого, кроме Пономарева, не привлекли к уголовной ответственности. Также моего доверителя поразил тот факт, что ему вменяется мошенничество со своим имуществом, что противоречит содержанию данной статьи УК", — отметил защитник.
Гособвинение настаивает, что Пономарев якобы искусственно ввел в заблуждение и создал неудобства для сторон сделки, а после возникновения задолженности за использование 71 генератора в Крыму — неожиданно предъявил иск, напомнил защитник. Защита настаивает, что обращение Пономарева в Краснинский суд Смоленской области не является преступлением, а именно судебная инстанция должна была определить, кто именно должен бизнесмену за пользование его имуществом.
Эпизоды Пономарева
Прокуроры считают, что Пономарев знал, что с компании "Кубаньэнерго" взыскать генераторы не выйдет, поэтому потребовал вернуть ему около 5 миллиардов рублей. На сторону бизнесмена встал Краснинский суд Смоленской области, а также апелляционная инстанция, однако Верховный суд отменил решения нижестоящих судов.
"Наши сограждане в 2014 году поддержали присоединение Крыма. Я патриотически настроился и разделил генераторы на 2 части: 14 я отправил в медучреждения Луганска, а 71 — в Крым по льготной цене. Я своим имуществом обеспечил 20% энергобезопасности Крыма", — считает предприниматель. По его мнению, условия предоставления генераторов были льготными, а огромные иски потерпевших — попытка его "раскулачить".
Адвокат подчеркивает, что генераторами пользовались в сложное для полуострова время, однако до сих пор не вернули собственнику.
Второй эпизод, вменяемый Пономареву, — уклонение от уплаты налогов, которое якобы совершил Пономарев после перевода отсуженных у IKEA 25 миллиардов рублей на свой личный счёт в "Лесбанке". Следствие и прокуратура считают, что договор хранения, который был заключен между компанией бизнесмена и им лично, не привёл к нулевой налоговой ставке. Предприниматель должен был заплатить налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, а затем, как физическое лицо, Пономарев должен был заплатить НДФЛ, считают прокуроры и ФНС.
Предыдущие дела бизнесмена
Это уже второе дело в отношении предпринимателя: в октябре 2019 года вступил в силу приговор Люберецкого суда Московской области по делу о заведомо ложном доносе, которым бизнесмену было назначено наказание в виде 8 лет колонии общего режима.
Пономарев связывает свое уголовное преследование с компанией IKEA: таким способом, на его взгляд, она хочет затянуть время и вывести активы, чтобы не выплачивать Пономареву многомиллиардный долг.
Бизнесмен известен многолетней тяжбой с IKEA из-за аренды генераторов для гипермаркетов шведской компании в Санкт-Петербурге. По заявлениям IKEA в отношении него неоднократно возбуждались уголовные дела, которые впоследствии были прекращены за отсутствием события.