САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 20 мар - РАПСИ, Михаил Телехов. Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд начал рассмотрение дела в отношении бывшего председателя военно-врачебной комиссии (ВВК) Военного комиссариата Петербурга Самира Мурсалова и соучастников, обвиняемых в создании системы для получения взяток с призывников за освобождение от прохождения военной службы, передает корреспондент РАПСИ из зала суда.

Мурсалов обвинений не признает. Из предполагаемых соучастников одни также отрицают обвинения, другие соглашаются с ними. На скамье подсудимых девять человек.

Подсудимые и осужденные

На стадии предварительного следствия сообщалось, что в преступную группу, кроме Мурсалова, входили 15 человек. Сейчас на скамье подсудимых девять человек, еще трое были осуждены Октябрьским районным судом Петербурга.

В отношении остальных уголовное дело было прекращено по истечению сроков давности уголовного преследования.

Из тех, кто предстал перед гарнизонным судом, доверенным лицом Мурсалова обвинение называет Владимира Качко. Ранее он занимал должность в вооруженных силах РФ, и, по мнению следствия, от него Мурсалов без опасений получал денежные средства от взяткодателей.

Второй ключевой фигурой преступной группы признана Ольга Леонова. Она занимала должность начальника отделения общего и мобилизационного планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов Военного комиссариата Петербурга. По данным обвинения, она подыскивала клиентов, вела переговоры с посредниками и родственниками призывников, направляла их в призывные комиссии, где работали врачи, входившие в преступную группу.

Координаторами прохождения "клиентов" по инстанциям следствие считает Юрия Бережнова и Дмитрия Беду, ранее занимавших различные должности в системе Военного комиссариата Петербурга, они досконально знали механизм освобождения призывников от прохождения военной службы и выступали связующим звеном между Леоновой и врачами.

Из врачей обвиняемыми стали терапевты отделения подготовки, призыва и набора граждан на военную службу, входившие в состав призывных комиссий Петербурга Сергей Круподеров и Владимир Крупин. Первый работал в ВВК Калининского района, Крупин — в ВВК Красносельского района.

Посредниками следствие считает Вадима Виноградова, Андрея Иванова, Марию Кравцову, Андрея Сорочинского, Александра Филькова.

Ранее Крупин, Леонова и Бережнов были осуждены за взяточничество Октябрьским районным судом Петербурга. Леонову приговорили к 7 годам лишения свободы условно, Крупина — к 5 годам условно, Бережнова — к 4,5 годам условно.

Они выступают свидетелями в данном процессе.

В отношении свидетелей, являвшихся "клиентами" преступной группы, возбуждены уголовные дела по факту уклонения от прохождения военной службы. Следствием было принято решение не возбуждать в отношении бывших призывников уголовных дел по фактам дачи взятки.

120 тыс руб с одного уклониста

По данным следствия, Мурсалов с соучастниками реализовали схему поборов с желающих уклониться от службы в армии.

"Мурсалов руководил организованной преступной группой, занимавшейся системным получением взяток за освобождение призывников от прохождения военной службы по состоянию здоровья путем признания их ограниченно годными к военной службе, как на законных, так и на незаконных основаниях", - говорится в обвинительном заключении.

Структура, по версии следствия, была разветвленной, действовала практически в разных районах Петербурга. По данным обвинения, фигуранты способствовали освобождению призывников от прохождения военной службы в Вооруженных силах РФ, получая за это взятки от 120 тысяч рублей.

Схемы, описываемые во вменяемых подсудимым эпизодах были примерно схожи. Посредники размещали объявления о возможности освобождения от призыва в интернете, а когда с ними связывался клиент, который соглашался со всеми условиями, они сообщали об этом Леоновой. Призывник должен был передать посреднику 120 тысяч рублей при встрече на нейтральной территории, чаще всего в машине, припаркованной у какого-нибудь гипермаркета. Из них посредник оставлял себе 5 тысяч рублей. Остальные деньги передавались Леоновой, которая брала себе 15 тысяч рублей, после чего связывала призывника с Бережным или другим координатором. Они уже получали вместе с "клиентом" 100 тысяч рублей. Координатор оставлял себе 10 тысяч рублей и передавал 90 тысяч рублей и "клиента" врачам. Те занимались призывником сами или платили коллегам из других районов. Около 30 тысяч рублей терапевты оставляли себе, остальные 50 тысяч рублей или больше, как утверждает обвинение, через Качко или напрямую передавались Мурсалову. Тот в случае необходимости делился с Качко.