САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 28 авг — РАПСИ, Михаил Телехов. Следствие отказалось от первоначального обвинения совладельца НАО "Юлмарт" Дмитрия Костыгина в махинациях в сфере кредитования, переквалифицировав его на мошенничество в составе организованной группы либо в особо крупном размере, заявил представитель Главного следственного управления (ГСУ) СК РФ по Петербургу.
Об этом он упомянул на заседании Санкт-Петербургского городского суда, который рассматривал апелляционную жалобу на решение Смольнинского районного суда Петербурга об избрании в отношении Костыгина меры пресечения в виде домашнего ареста и оставил его без изменений.
Гражданское или уголовное?
Когда расследование началось, Костыгину было предъявлено обвинение по части 4 статьи 159.1 УК РФ (мошенничество в сфере кредитования — хищение денежных средств заемщиком путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных и (или) недостоверных сведений). Речь в материалах уголовного дела идет о займе у ПАО "Сбербанк" на нужды НАО "Юлмарт" одного миллиарда рублей, которые кредитной организации пока не возвращены.
Адвокаты Костыгина заявили суду, что Костыгин не был причастен к процессу кредитования у "Сбербанка", последствия которого вылились в возбуждение уголовного дела. И, по мнению защиты, взыскание задолженности должно проходить в рамках гражданского или арбитражного процессов, и решение по иску "Сбербанка" уже есть. Представитель потерпевшей стороны обратила внимание, что взыскать задолженность по решению суда невозможно, поскольку НАО "Юлмарт" находится в процедуре банкротства.
"Ну и что. "Сбербанк" включен в реестр кредиторов. Его требования в полной мере обеспечены залогом. Это не уголовное дело", — объяснял адвокат Костыгина Олег Сергеев.
Но юрист банка заметила, что защита совладельца "Юлмарта" лукавит, поскольку вопрос о включении "Сбербанка" в реестр кредиторов еще не рассматривался судом, и заседание запланировано на осень.
Просто мошенничество
Представитель ГСУ со своей стороны объяснил суду, что изначально Костыгину предъявлялось обвинение в кредитном мошенничестве. "Сейчас статью изменили. Костыгину предъявлено обвинение по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере). Следственные действия находятся на завершающей стадии", — сказал следователь.
Адвокаты попытались протестовать, заявив, что ГСУ только тянет время. "Они так и не провели очную ставку с бывшим партнером Костыгина Васинкевичем. Тот находится за рубежом, и поэтому следствие собирается отправлять соответствующие запросы в международные институты по поводу его местонахождения. А вы знаете, сколько можно ждать их ответов. Также следствие заявляет о неустановленных соучастниках. Сколько еще наш доверитель будет находиться под домашним арестом?", — возмутился Сергеев.
Но суд не внял аргументам адвокатов, встав на сторону следствия и потерпевшей стороны.
Согласно материалам дела, Костыгин, будучи председателем совета директоров НАО "Юлмарт", обеспечил заключение договора с ПАО "Сбербанк" об открытии возобновляемой кредитной линии, предоставив ложные сведения о финансовом состоянии компании. После чего банк перечислил на расчетный счет компании один миллиард рублей, которым обвиняемый, по мнению следствия, распорядился по своему усмотрению и не собирается возвращать.
Тяжбы Костыгина и "Юлмарта"
Защита Костыгина утверждает, что Дзержинский районный суд Петербурга и Санкт-Петербургский городской суд в апелляционной инстанции уже установили, что Костыгин не причинил банку ущерб при получении этого кредита, и что никто из бенефициаров "Юлмарта" не обманывал банк и не получал кредит с намерением его не возвращать. Адвокаты считают, что это уголовное дело — инструмент уголовно-правового давления на Костыгина со стороны его оппонентов по конфликту в "Юлмарте" Михаила Васинкевича и инвестиционной компании А1. По мнению защитника, своими действиями они ввели "Сбербанк" в заблуждение.
Ранее Смольнинский районный суд Петербурга удовлетворил заявление Сбербанка о признании недействительным договора между Костыгиным и предпринимателем Олегом Морозовым, на основании которого было подано заявление о банкротстве "Юлмарта". Как следует из материалов этого дела, компания "Юлмарт" в феврале 2015 года получила от Костыгина кредит в размере 250 миллионов рублей сроком на один год. После чего в 2016 году он переуступил долг Морозову, который обратился к "Юлмарту", но компания не перечислила предпринимателю долги, что послужило причиной обращения с заявлением о банкротстве. И этим летом в отношении компании и ее структур арбитражем были введены процедуры наблюдения.
Кроме того, Дзержинский районный суд Петербурга удовлетворил требования ПАО "Банк ВТБ" и обязал взыскать с Костыгина задолженность по договору поручительства на сумму 653 миллиона рублей.
Также Петроградский районный суд Петербурга взыскал с Костыгина по иску "Глобэксбанка" 15 миллионов рублей по договору поручительства.
Группа компаний "Юлмарт" — крупнейший российский частный интернет-холдинг, специализирующийся на сегменте электронной коммерции. Дистрибьюторская сеть компании охватывает свыше 400 пунктов продаж разного формата более чем в 240 городах страны.