С.-ПЕТЕРБУРГ, 16 июл — РАПСИ, Михаил Телехов. Не признает вины в террористической деятельности один из восьми членов петербургской ячейки запрещенной на территории РФ террористической организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", передает корреспондент РАПСИ из зала Ленинградского окружного военного суда (ЛОВС), где проходит выездное заседание Московского военного окружного суда (МОВС).
На скамье подсудимых восемь человек, все они обвиняются по части 2 статьи 205.5 УК РФ (участие в деятельности террористической организации). Среди них граждане России: Максим Цветков, Азиз Юсуфов, Артур Ахмедов, Ислам Ахмедов, Магомед Ахимов, Эльдар Мамедов, а также граждане Таджикистана: Фарход Нурматов, Мирзобарат Мирзошарипов. Как они сообщили суду, у большинства не было высшего образования, и работали они в магазинах продавцами или учились в вузах Петербурга. Нурматов закончил факультет русского языка и литературы в Таджикском государственном университете, в Петербурге не работал официально, а Мамедов — ювелирное училище, но работал в мастерской по изготовлению ключей.
Обновленная ячейка
Прокурор огласил обвинительное заключение, сообщив, что после ликвидации в 2013 году петербургской ячейки "Хизб ут-Тахрир", а также арестов ее руководителей и активных членов, обвиняемые собрались, возродили ее и продолжили обучение по идеологическим источникам организации. В процессах над лидерами первичной ячейки они проходили свидетелями, но потом пошли по их стопам. "Собирали средства организации, на которые в Интернете продолжал свою работу видеоканал ячейки, вербовали новых участников", — пояснил прокурор.
Житель Ленинградской области Владимир Шмотов, по словам гособвинителя, возглавил обновленную ячейку. Его дело было выделено в отдельное производство и рассмотрено в марте, поскольку он полностью признал вину. Тогда МОВС приговорил его к 8 годам колонии строгого режима.
Также прокурор рассказал, что в ходе обысков по адресам проживания обвиняемых были изъяты электронные носители информации, печатные издания, в том числе книги идеолога международной террористической организации Набхани, выпуски журналов "Альвай" и другие издания, включенные в федеральный список экстремистских материалов.
После выступления обвинителя, председательствующий в коллегии МОВС судья спросил, признают ли обвиняемые вменяемые им преступления.
Мирзошарипов сказал, что присутствовал на собраниях петербургской ячейки "Хизб ут-Тахрир", но заявил, что к терроризму это не имело никакого отношения. "Я никогда не принимал участия в террористической деятельности", — сказал обвиняемый.
По данным правоохранительных органов, Мирзошарипов долгое время находился в федеральном розыске за причастность к международной террористической организации. В России он жил нелегально, а на родине успел отбыть 13-летний срок за террористическую деятельность.
Артур Ахмедов, Мамедов и Цветков признали вину частично. Они заявили, что до арестов лидеров петербургской ячейки присутствовали на собраниях, но потом больше в деятельности обновленной организации не участвовали. Ислам Ахмедов, Юсуфов, Ахимов и Нурматов признали вину полностью. По данным следствия, Нурматов был ранее судим за участие в данной организации в Таджикистане, но был амнистирован и приехал в Россию, где продолжил подпольную деятельность.
Цветков, Юсуфов, Ахмедовы и Мамедов были задержаны в ноябре 2016 года, Нурматов — в январе 2017 года, Ахимов и Мирзошарипов — в июне 2017 года.
Лидеры отбывают наказания
Следственная служба Управления ФСБ России по Петербургу и Ленинградской области в мае 2014 года возбудила ряд уголовных дел по организации и участии в деятельности петербургской ячейки террористической организации "Хизб ут-Тахрир аль Ислами". Тогда были задержаны более 30 человек, одновременно прошли обыски в квартирах и общежитии Санкт-Петербургского Государственного морского технического университета (СПбГМТУ). Тогда были арестованы девять человек. Под стражей оказались уроженцы Таджикистана Эльдар Рамазанов, Карим Ибрагимов, Ильяс Кагиров, Махамадинин Салиев, Гапур Магомедов, Роман Иванов, Сергей Яблоков, Дмитрий Михайлов и Иса Рагимов.
Дело Магомедова и Салиева было выделено в отдельное производство, поскольку они заключили со следствием досудебное соглашение, и было рассмотрено летом 2015 года МОВС в особом порядке. Обоих приговорили к 5 годам лишения свободы в колонии общего режима. Как следовало из показаний осужденных, участники петербургской ячейки "Хизб ут-Тахрир" собирались с 2009 по апрель 2015 года на квартирах и в общежитии СПбГМТУ, где проживали Магомедов и Салиев. Руководителями были названы Иванов и Яблоков — оба работали сантехниками, и, по версии следствия, именно они вербовали людей в ячейку.
В марте 2016 года МОВС приговорил Иванова и Яблокова к 13,5 и 12,5 годам колонии строгого режима. В августе 2016 года — Ибрагимова, Рамазанова и Кагирова соответственно к 17, 16 и 5 годам колонии строгого режима. В ноябре 2016 года МОВС приговорил Михайлова к 16 годам, а Рагимова — к 12 годам колонии строгого режима.
После приговоров, вынесенных основным участникам религиозной ячейки, сотрудники УФСБ продолжили задерживать ее рядовых членов.
Также сейчас под арестом находится предполагаемая лидер женской ячейки "Хизб ут-Тахрир" в Петербурге Алла Беспалова. К слову, она является матерью ранее осужденного Яблокова, а ставший сейчас подсудимым Нурматов — ее сожитель.