МОСКВА, 24 апр — РАПСИ. Как люди будут делить Луну и скоро ли появится свод законов о спутнике Земли, надо ли глав государств отправлять в космос и зачем, у каких стран есть права на астероиды и кометы, под чьей юрисдикцией находится Международная космическая станция — Верховный суд РФ обсудил правовые проблемы в освоении космоса с героем России, космонавтом и юристом Антоном Шкаплеровым.

Свод законов о Луне

По мнению Шкаплерова, существует острая необходимость принять свод законов о Луне, поскольку спутник Земли находится в интересах многих стран, а последние правовые акты по небесным телам принимались ещё в 1967 году. 

Космонавт напомнил, что в том договоре нет формулировки, запрещающей приобретать в собственность поверхность Луны и других планет, но в нём отмечается запрет на национальное присвоение, провозглашение суверенитета или оккупация космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

«Сегодня на Луну стремятся не только США и Европа, но и Китай, и Индия... именно Луна, по мнению юристов, может стать серьезной международной проблемой в космосе и возможно придётся составлять отдельный свод законов. Тем более что сегодня лакомый кусок спутника — Южный полюс. Места там мало, а желающих использовать эту территорию с запасами льда — много», — отметил он.

Права на астероиды и кометы

Шкаплеров критически отнёсся к закону Люксембурга от 2017 года, которым государство присвоило себе право собственности на астероиды и кометы с целью последующего использования их ресурсов. По его мнению, этот закон вступает в противоречие с договором от 1967 года, подписанным 120 странами, включая те, которые реально работают в космосе.

«Люксембург вправе принимать любые законы, но, замечу, что законодательный акт Люксембурга вступает в противоречие с Международным сводом законов по космосу. Его приняли в 1967 году и за полвека к нему присоединились более 120 стран, включая государства, которые реально работают в космосе. Так вот, в договоре о космосе чётко прописано, что никакое космическое тело, находящееся вне Земли, не может принадлежать какому-либо отдельному государству или физическому лицу», — отметил космонавт.

Юрисдикция МКС

По словам космонавта, МКС хоть и находится под двумя юрисдикциями — РФ и США — но никаких проблем с работой и передвижением по станции у космонавтов не возникает. 

Он уточнил, что МКС включает в себя американский и российский сегменты, они находятся под юрисдикцией РФ и США. В состав американского также входят европейский модуль «Коламбус», японский модуль «Кибо» и робот-манипулятор «Канадарм» канадского космического агентства. 

«Но никаких границ и шлагбаумов у нас нет. По станции мы перемещаемся абсолютно свободно. Вообще наша работа на МКС наглядно показывает, как представители разных государств могут успешно трудиться на орбите. Можно сказать, что мы — живой пример мирного коллективного созидания», — отметил Шкаплеров.

Глав государств — в космос 

Будущее космонавтики герой России видит в освоении дальнего космоса, в связи с чем ученые откроют новые виды топлива и двигателей, позволяющие летать к дальним планетам. Шкаплеров не исключил, что на дальние расстояния летать уже будут не люди, а «симбиоз из людей и роботов».

«Но я вернусь к нашей Земле. Летая на станцию, а я нахожусь здесь уже в третий раз, меня часто посещает мысль о том, что было бы полезно руководителям стран хоть раз взглянуть на нашу планету из космоса: какая она красивая и одновременно хрупкая и пока единственная, где есть жизнь, человеческая цивилизация. Увидев это, человек обязательно поймёт — насколько важно сохранить её», — отметил космонавт.