МОСКВА, 24 мая — РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ ограничил причины для обжалования следственных действий в судебном порядке, говорится в проекте пленума президиума суда.
«Не подлежат обжалованию в порядке статьи 125 УПК РФ решения и действия (бездействие) должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу», — говорится в документе.
ВС разъяснил, что, например, нельзя в порядке статьи 125 УПК РФ обжаловать действия прокурора, который занимается надзором за следственными органами или поддерживает гособвинение в суде, а также начальника следственного изолятора.
«Не подлежат рассмотрению судом жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц органов прокуратуры, связанные с рассмотрением обращений по поводу законности вступивших в силу судебных решений. Если лицо не согласно с постановлением прокурора или руководителя следственного органа, то предметом судебного обжалования выступает не сам по себе отказ прокурора или руководителя следственного органа в удовлетворении обращения лица, а непосредственно те действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, либо затруднить доступ граждан к правосудию», — отмечает Верховный суд.
Документ также разъясняет, что оспариванию в судебном порядке не подлежат решения, проверка законности и обоснованности которых относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего уголовное дело по существу. Например, отказ следователя и дознавателя в проведении процессуальных действий по собиранию и проверке доказательств, постановления следователя, дознавателя о привлечении лица в качестве обвиняемого, назначении экспертизы и тому подобное.