МОСКВА, 19 янв – РАПСИ. Ответственность за совершение госорганами технических ошибок не может ложиться лишь на плечи получателя пенсии. Такая правовая позиция содержится в постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном во вторник на сайте суда.
КС проверял конституционность части 1 статьи 13 закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина Иванова. Дело рассматривалось без проведения публичных слушаний. Решение основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.
Сергей Иванов в 1996 году уволился из органов внутренних дел по выслуге лет. Через 6 лет обнаружилось, что при назначении пенсии кадровики допустили ошибку - выслуга Иванова составила на 4 месяца меньше установленных законом 20 лет, необходимых для возникновения права на данную пенсию, говорится в материалах дела. С октября 2012 года выплата (около 11 700 руб. ежемесячно) была прекращена, и обоснованность этого подтвердили суды.
Не будучи виновным в создавшейся ситуации, не имеющий возможности в связи с истечением всех сроков давности ее исправить и незаслуженно наказанный материально пенсионер обратился в КС.
Судьи в итоге сочли позицию заявителя обоснованной. Ответственность за совершение госорганами технических ошибок не может ложиться лишь на плечи получателя пенсии, отметили они в своем решении. Такова позиция и Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), указывающего, что бремя неблагоприятных последствий должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход.
Материалы дела Иванова свидетельствуют о том, что суды, принимавшие решения о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет, не учитывали ни отсутствие какой-либо вины гражданина в неправильном назначении пенсии, ни особенности ситуации, в которой он оказался в результате действий госорганов.
По мнению конституционных судей, в законодательстве нет правил, позволяющих при выявлении ошибки учитывать конкретные фактические обстоятельства, чтобы не допустить возложения на добросовестного гражданина чрезмерного бремени негативных последствий. И это нарушает Основной закон. Федеральный законодатель обязан предусмотреть определенные гарантии права добросовестных граждан на данный вид социального обеспечения и механизм его защиты и внести соответствующие изменения в правовое регулирование.
Судебные постановления по делу Иванова подлежат пересмотру.