МОСКВА, 17 июн — РАПСИ. Конституционный суд РФ разрешил в исключительных случаях раскрывать тайну усыновления в интересах потомков, говорится в постановлении суда.
«Сами по себе нормы о тайне усыновления не противоречат Конституции — они позволяют обеспечить гармоничные отношения между ребенком и приемной семьей. И справедливо, что раскрыть информацию о биологических родителях могут только усыновители. Однако это оставляет без ответа вопрос о том, как поступить, если в живых не осталось ни их самих, ни приемного сына или дочери», — говорится в решении суда.
Конституционный суд напомнил, что информация о предках может являться предметом отнюдь не праздного интереса. В частности, сведения о генетическом происхождении могут понадобиться для предотвращения наследственных заболеваний или чтобы избежать браков с кровными родственниками. Отказ в предоставлении подобной информации может нарушать конституционные права, отметил суд.
«Суд постановил, что оспариваемые нормы не должны рассматриваться как абсолютный запрет. Если тайна усыновления «ушла в могилу», суд вправе раскрыть ее по обоснованному обращению потомков. Специальный правовой механизм предоставления таких сведений может быть установлен федеральным законодателем», — говорится в решении.
Заявители — мать и дочь — в жалобах указывали, что хотели установить корни своего умершего родственника, поскольку они подозревали, что он родом из Испании и был усыновлен в СССР в 1936-39 годах, когда Испания была охвачена гражданской войной. Однако ЗАГС им отказал, сославшись на тайну усыновления. Чиновники сослались на норму закона о том, что тайна усыновления может быть раскрыта только приемной семьей, хотя в данном случае усыновители также давно скончались. Судебные инстанции, тем не менее, подтвердили правомерность отказа в раскрытии информации о биологических родителях.
«В своем решении суд исходил, прежде всего, из того, что правовой режим тайны усыновления направлен на создание полноценных семейных, подлинно родственных отношений между усыновителями и усыновленными, обеспечение стабильности усыновления, защиту интересов семьи и пришел к выводу, что закрепляющие этот режим положения Семейного кодекса РФ и ФЗ «Об актах гражданского состояния» не могут рассматриваться как противоречащие Конституции РФ, так что ни для усыновителей, ни для усыновленных данное решение практически ничего не меняет», — пояснила РИА Новости судья Лариса Красавчикова.
По ее словам, свое истолкование КС РФ дал только применительно к очень узкому кругу ситуаций, когда о состоявшемся много лет назад усыновлении потомкам стало известно только после смерти усыновленного и его усыновителей, то есть получить их согласие на раскрытие сведений об усыновлении уже невозможно.
«Если при жизни усыновитель по каким-либо причинам не раскрыл этой информации, то и после его смерти действие режима тайны усыновления автоматически не прекращается, не изменяются и правовые последствия усыновления. С учетом этого КС РФ предоставил суду право в каждом конкретном случае решать вопрос о возможности получения потомками усыновленного сведений об имевшем место усыновлении в объеме, необходимом для реализации ими права знать происхождение своих родителей», — подчеркнула судья.