САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 фев — РАПСИ, Михаил Телехов. Почему Социальный фонд России и суды отказали многодетной матери — гражданке России в назначении досрочной пенсии из-за того, что она родила своих детей в Узбекистане, а потом переехала в Россию, обсудили в Конституционном суде (КС) РФ. Корреспондент РАПСИ выслушал позицию заявительницы, а также позиции представителей органов государственной власти.

Пенсия за воспитание детей

Как рассказал судья КС РФ Александр Коновалов, назначенный докладчиком по этому делу, заявительница — Елена Ростова родилась на территории Казахской ССР, потом переехала в Узбекскую ССР, которая впоследствии стала Республикой Узбекистан. Там женщина родила троих детей в 1987, 1990 и 1992 годах. С мая 1998 года является гражданкой России.

«В 2024 году она обратилась в отделение Социального фонда России (СФР) по Кемеровской области — Кузбассу за досрочным назначением пенсии по старости в связи с достижением возраста 57 лет, рождением и воспитанием троих детей. Но ей было отказано в связи с тем, что в 2022 году перестало действовать соглашение 1992 года о гарантиях гражданам государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения, и в отсутствие специального регулирования пенсия Ростовой должна назначаться на общих основаниях, независимо от того, сколько детей она родила на территории другого государства», — пояснил Коновалов.

Заявительница безуспешно обжаловала отказ в судах и обратилась в КС РФ с просьбой проверить конституционность пункта 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», который предусматривает, что право на получение страховой пенсии по старости досрочно в 57 лет имеют женщины, родившие трех детей и воспитывавшие их до достижения ими возраста 8 лет и у которых рабочий стаж составляет не менее 15 лет.

Мы — русские

Как отметил Коновалов, заявительницей был поставлен вопрос о неопределенности этих норм, потому что они исключили возможность назначения досрочной пенсии многодетной матери — гражданке России из-за того, что она родила своих детей на территории иностранного государства, ранее входившего в состав СССР.

Ростова лично приняла участие в слушаниях и выступила перед судьями КС РФ. Она пояснила, что вывод о неопределенности оспариваемых ей норм она делает в связи с тем, что судебная практика по аналогичным делам противоречива. «Мой случай не является единственным. И есть многодетные женщины, которым при аналогичных обстоятельствах назначают досрочную пенсию, но много и тех, кому отказывают», — сказала заявительница.

Судья Коновалов задал ей несколько вопросов о ее жизни. Ростова рассказала ему, что она из русской семьи, но родилась в Казахстане. В возрасте трех лет переехала с родителями в Узбекистан, где вышла замуж и родила троих детей. В 1998 году они всей семьей получили российское гражданство. «При этом мы не хотели переезжать в Россию, но проявившееся в те годы отношение к русским заставило их уехать из Узбекистана. Нас выгоняли в Россию. Свой стаж я приобрела в Узбекистане, где работала продавщицей в магазине. Мои дети живут в России, два сына в Москве и в Реутове, а дочь в Новокузнецке», — рассказала Ростова.

Ошибка правоприменителей

Полномочный представитель Государственной думы в КС РФ Юрий Петров отметил, что возникновение права на досрочную пенсию не ставится оспариваемыми нормами в зависимость от места рождения детей.

«Полагаем, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ и даже наоборот, устанавливает дополнительные гарантии для женщин, выполняющих социально значимую функцию воспитания детей. И данное законоположение подлежит применению без учета места рождения детей», — уверен Петров.

Полномочный представитель Совета Федерации в КС РФ Андрей Клишас также уверен, что отказ в назначении Ростовой досрочной пенсии — это ошибка правоприменителей. «Права заявительницы грубо нарушены, поскольку оспариваемые нормы не содержат ограничений по месту рождения детей. Но ее жалоба не говорит о неконституционности норм, а направлена на пересмотр принятых в отношении нее решений. Возможно, здесь требуется конституционно-правовое толкование этих норм для правоприменителей», — сказал Клишас.

Полномочный представитель президента РФ в КС РФ Дмитрий Мезенцев напомнил, что о необходимости поддержки традиций большой многодетной семьи, о развитии программ возвращения соотечественников Владимир Путин сказал на заседании Совета по реализации государственной демографической и семейной политики в октябре 2025 года.

«Глава государства тогда подчеркнул, что поддержка семьи, создание условий для того, чтобы в России рождалось как можно больше детей, — важнейшее направление всех национальных проектов, стратегических планов развития», — привел Мезенцев высказывание президента РФ и добавил, что, по его мнению, установление законодателем возможности досрочного назначения пенсии по старости отражает признание общественной значимости материнства, направлено на защиту семьи и имеет целью установление для соответствующей категории лиц, исполняющих обязанности по воспитанию детей, особых мер социального обеспечения. Мезенцев также отметил, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ.

Михаил Телехов

Подписаться на канал РАПСИ в MAX >>>