Пленум Верховного суда (ВС) РФ под председательством Игоря Краснова отправил на доработку постановление о ключевых правилах банкротства для аффилированных кредиторов. В нем суд высшей инстанции разъяснил, что требования контролирующих компанию лиц должны включаться в реестр, однако их влияние на процедуру ограничивается.
Также Пленум во вторник принял после редакционной комиссии постановление об окончательном исключении из национальной практики упоминаний о Европейской конвенции и практике ЕСПЧ, приведя прежние разъяснения в соответствие с действующими законами. Высшая инстанция постановила внести в Государственную думу РФ законопроекты об установлении периодичности созыва Всероссийского съезда судей один раз в шесть лет и создании Белгородского гарнизонного военного суда.
Отказ от ЕСПЧ
После доработки в редакционной комиссии Пленум принял поправки, исключающие необходимость учитывать Европейскую конвенцию по правам человека (ЕКПЧ) и практику Европейского суда по правам человека при толковании норм российского законодательства. Из действующих постановлений Пленума убраны все отсылки к ЕКПЧ, решениям ЕСПЧ и документам Совета Европы, которые заменены ссылками на Международный пакт о гражданских и политических правах.
Предложенные изменения распространяются на широкий круг разъяснений: от регулирования вопросов разумных сроков, условий содержания под стражей и назначения мер пресечения до порядка рассмотрения дел о защите репутации, свободе выражения мнения и применении норм в сфере борьбы с коррупцией. Одновременно признано утратившим силу постановление Пленума № 21 от 2013 года, посвящённое применению судами Конвенции.
Корректировки обусловлены изменением международно-правового статуса России после выхода из Совета Европы и прекращения действия ЕКПЧ для страны. Поправки направлены на приведение судебной практики в соответствие с актуальными правовыми реалиями и устранение не действующих для России международных обязательств.
В постановлении ВС напоминает, что при решении вопроса о возможном аресте фигурантов судьи должны помнить о запрете на унижение человеческого достоинства, а также о том, что чиновники являются объектами общественной политической дискуссии и критики в средствах массовой информации.
Контроль над потоками
Высшая инстанция отправила на доработку в редакционную комиссию постановление «Об установлении в процедурах банкротства требований контролирующих должника лиц и аффилированных лиц должника».
Согласно проекту, контроль над финансовыми потоками должника создает для аффилированных лиц повышенные обязательства по раскрытию информации. Суд подчеркнул: при возникновении подозрений в мнимости требований именно контролирующее лицо должно предоставить полные и достоверные сведения о происхождении средств, условиях их предоставления и последующем движении. Непредставление такой информации может быть расценено судами как основание для понижения очередности удовлетворения требований таких кредиторов.
«Так, при наличии любого из обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 9 Закона о банкротстве, предполагается, что должник находится в состоянии имущественного кризиса, ему надлежит публично раскрыть информацию об этом (пункт 1 статьи 30 Закона о банкротстве) и обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве. Если руководитель должника не обратился с таким заявлением, то на контролирующих должника лиц возлагается обязанность по инициированию процедуры несостоятельности организации (пункт 3.1 статьи 9 Закона о банкротстве)», — напоминает ВС.
Связь кредитора и должника
Факт наличия отношений контроля или аффилированности между кредитором и должником не является основанием для отказа во включении требований такого кредитора в реестр, отмечает суд высшей инстанции.
«Само по себе финансирование контролирующим лицом подконтрольной организации (далее — внутреннее финансирование) с использованием гражданско-правовых сделок, не основанных на корпоративных отношениях, не может являться основанием для признания их недействительными и переквалификации в отношения по участию в уставном капитале (пункт 2 статьи 170 ГК РФ)», — разъясняется в проекте постановления.
ВС уточняет, что участники гражданского оборота вправе своей волей и в своем интересе определять правовую форму инвестирования в собственный бизнес, в том числе посредством выдачи займов или совершения иных гражданско-правовых сделок.
Рассрочка платежа
Рассрочка платежа не квалифицируется в качестве компенсационного финансирования, если контролирующее должника лицо часто использовало такую практику в отношениях с иными лицами, следует из проекта постановления.
«Предоставление отсрочки или рассрочки платежа, а также невостребование задолженности при наступлении срока платежа не признается компенсационным финансированием, если контролирующее лицо докажет, что соответствующие действия были обычной практикой в его отношениях с иными независимыми лицами (в том числе обусловлены объективными особенностями соответствующего рынка товаров, работ, услуг)», — говорится в тексте документа.
Высшая инстанция разъясняет, что отсрочка (рассрочка) платежа также не будет являться компенсационным финансированием в случае, если она была предоставлена контролирующим лицом на условиях, сходных с иными независимыми кредиторами должника, либо на условиях, являющихся общепринятыми для участников коммерческого оборота на соответствующем товарном рынке.
Съезд судей
Верховный суд РФ разработал законопроект, в котором предлагается установить периодичность созыва Всероссийского съезда судей один раз в шесть лет. Законопроект будет направлен в Государственную думу РФ — в настоящее время периодичность установлена раз в 4 года.
Высшая инстанция напоминает, что съезд избирает Совет судей РФ, Высшую квалификационную коллегию судей, Высшую экзаменационную комиссию по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
«С учетом важности принимаемых съездом и конференциями судей решений для судов и органов судейского сообщества и необходимости организации их всесторонней и качественной реализации, обеспечения стабильной работы выборных органов судейского сообщества, а также исходя из современных политических и социально-экономических реалий предусмотренный приведенными нормами четырехлетний срок созыва съезда, формирования и деятельности органов судейского сообщества представляется явно недостаточным», — поясняет ВС.
Гарнизонный суд
В Госдуму также будет внесен законопроект о создании Белгородского гарнизонного военного суда.
В пояснительной записке к постановлению отмечается, что Белгородский гарнизонный военный суд был упразднен в 2007 году из-за снижения нагрузки. Однако в текущих условиях рассмотрение дел осуществляет Курский гарнизонный военный суд. Его нагрузка выросла, а рассмотрение уголовных дел требует выездов.
Создание отдельного суда в Белгороде, как указано в пояснительной записке, позволит снизить нагрузку на судей, улучшить качество и оперативность судопроизводства, а также обеспечить реальный доступ к правосудию для военнослужащих, добровольцев и членов их семей.



