Конституционный суд (КС) РФ обязал законодателей упростить оформление супругами военнослужащих, проживающих в труднодоступных местностях, согласия на совершение сделок в рамках участия в накопительно-ипотечной системе, говорится в новом постановлении № 36-П/2025 КС РФ.


На самолете к нотариусу

Как следует из материалов дела, Олег Лустач проходил военную службу в поселке на Крайнем Севере, где вместе с ним проживала вся его семья, и являлся участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

"В 2021 году, взяв отпуск, он обратился в банк в другом городе для приобретения жилья в ипотеку. Необходимое согласие супруги на совершение такой сделки было заверено временно исполняющим обязанности командира воинской части. Однако банк отказал ему, поскольку представленное согласие по действующему законодательству должно было быть удостоверено только нотариусом", — рассказали в пресс-службе КС РФ.

Нотариуса по месту службы заявителя не было, поэтому его супруга была вынуждена взять на работе отпуск за свой счет, чтобы добраться на самолете до ближайшего города.

После оформления ипотечного договора Лустач обратился в суд с иском к банку для возмещения 88 тысяч рублей, потраченных его супругой на перелет.

Суд первой инстанции, сославшись на пункт 3 статьи 35 Семейного кодекса РФ, отказал ему в удовлетворении иска, отметив, что законодательством не предусмотрено полномочие командиров воинских частей удостоверять согласие супругов на распоряжение имуществом, права на которое подлежит государственной регистрации. Вышестоящие инстанции признали эту позицию законной. Поэтому Лустач обратился в КС РФ с просьбой проверить конституционность примененной в его деле нормы, поскольку она ограничивает возможность для гражданина, проходящего военную службу в отдаленных местностях, где отсутствуют нотариальные конторы, и для его супруги обратиться к должностному лицу воинской части в целях удостоверения согласия на совершение сделки.

Труднодоступные местности

КС РФ подтвердил, что согласие супруга на заключение сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежит госрегистрации, должно быть очно удостоверено нотариусом, и отметил, что сама по себе обязательная нотариальная форма такого согласия не может рассматриваться как неконституционная. 

Из-за того, что в некоторых труднодоступных местностях могут отсутствовать нотариусы, законодателем в качестве исключения предусмотрена возможность совершения отдельных нотариальных действий командирами воинских частей и должностными лицами органов местного самоуправления.

«Удостоверение согласия супругов на совершение сделок с имуществом не может быть совершено указанными лицами, поскольку оно не названо в перечне, установленном Основами законодательства о нотариате, а командиры воинских частей вправе удостоверять лишь завещания и доверенности», — пояснили в пресс-службе КС РФ.

Таким образом, КС РФ обратил внимание на то, что при проживании в труднодоступной местности, где отсутствуют нотариусы и нет их выездных приемов, получение нотариально заверенного согласия супруга на заключение сделки по распоряжению имуществом может потребовать временных и финансовых затрат, что порождает несоразмерное ограничение прав, вытекающих из накопительно-ипотечной системы, и неоправданные различия в том, что касается их реализации, исходя из места прохождения военной службы и проживания.

В результате, оспариваемые нормы в контексте рассматриваемого вопроса были признаны не соответствующими Конституции РФ.

КС РФ обязал законодателя внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, а до этого разрешить командирам воинских частей удостоверять согласие супругов на совершение сделок, связанных с участием в накопительно-ипотечной системе. Правоприменительные решения по делу Лустача не могут быть пересмотрены, но КС РФ указал, что он имеет право на компенсацию.

Михаил Телехов