Только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов на соответствующей территории. Степень такого нарушения устанавливается судами после оценки всех обстоятельств, необходимых для разрешения этого вопроса. Об этом говорится в определении № 330-О/2025 Конституционного суда РФ, которым было отказано в рассмотрении жалобы Дмитрия Карасева.
Сомнения в объективности
Как следует из материалов дела, у Карасева, который был кандидатом на выборах депутатов органов местного самоуправления в Москве 11 сентября 2022 года, возникли сомнения в объективности системы дистанционного электронного голосования с использованием специального программного обеспечения государственной информационной системы. Заявитель обжаловал в суде решения уполномоченной избирательной комиссии об итогах голосования, ссылаясь на неправомерность использования названной системы в связи с невозможностью надлежащей защиты содержащейся в ней информации, достоверного определения результатов волеизъявления избирателей, осуществления наблюдения. Суды отказали Карасеву в удовлетворении его требований, поскольку им не было доказано наличие нарушений закона, не позволяющих выявить действительную волю избирателей.
При этом суды подчеркнули, что в нормативном правовом акте Московской городской избирательной комиссии были предусмотрены положения, которые в соответствии с требованиями актов большей юридической силы исключают возможность вмешательства в установление итогов дистанционного электронного голосования и обеспечивают при его проведении участие избирателей в голосовании, необходимую защиту информации, а также возможность наблюдения.
В итоге Карасев обратился в КС РФ с просьбой проверить конституционность положений статьи 64.1 федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регулирующую вопросы дистанционного электронного голосования.
Всеобщность избирательного права
КС РФ напомнил, что дистанционное электронное голосование — это голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения, и разъяснил, что внедрение данной технологии нацелено на достижение всеобщности избирательного права, на разумное увеличение доступных видов электоральных практик, что способствует и росту числа граждан, принявших участие в голосовании, повышению гражданской активности.
"Для проведения такого голосования применяются в разумном сочетании необходимые правовые, организационные и технические средства, в совокупности гарантирующие правомерность соответствующих избирательных процедур, их надежность, эффективность и прозрачность", — отмечает КС РФ в своем определении.
То есть информация, содержащаяся в используемых при проведении дистанционного электронного голосования государственных информационных системах, подлежит защите согласно требованиям, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Судебная защита
При этом КС РФ подчеркивает, что использование системы дистанционного электронного голосования не отменяет гарантий судебной защиты избирательных прав, в частности посредством отмены решения об итогах голосования, о результатах выборов судом.
По мнению КС РФ, такая судебная защита должна быть действенной независимо от того, на каких стадиях избирательного процесса были допущены или выявлены их нарушения, в том числе в отношении установления итогов голосования и определения результатов выборов. При этом, отмечает КС РФ, она не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
"Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории", - говорится в определении КС РФ.
Таким образом, оспариваемые заявителем законоположения сами по себе не могут расцениваться как препятствующие установлению и всесторонней оценке судами всех обстоятельств, необходимых для разрешения вопроса о том, имели ли место при проведении дистанционного электронного голосования нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, а также они не нарушают в указанных в жалобе аспектах конституционные права Карасева.
Поэтому заявителю было отказано в рассмотрении его жалобы.
Михаил Телехов