На что обратил внимание суд при попытке обанкротить «Снегурочку»? Как трактует судебная система способ ухода от ответственности, прикрывшись костюмом Деда Мороза? Какой новогодний персонаж является лидером по товарным знакам? РАПСИ представляет новогодне-правовую подборку судебных дел.


Спасение Снегурочки

Арбитражный суд Краснодарского края не просто спас «Снегурочку» от банкротства, но и признал требования кредитора необоснованными.

Суд обратил внимание, что предприниматель поспешил с иском о признании ООО «РАЛ-Снегурочка» несостоятельным, поскольку спор о взыскании с общества задолженности ушел на новый круг судебных разбирательств.

Снегурочка в лидерах

Кстати, любовь бизнеса к Снегурочке вывела ее в лидеры по количеству товарных знаков на новогоднюю тематику — таковы патентные итоги 2024 года.

«Персонаж стал настолько популярен, что товарных знаков со Снегурочкой даже больше, чем с Дедом Морозом — 39 против 23. При этом «Снегурочкой» называют и оформляют не только игрушки, карнавальные маски и новогоднюю атрибутику, но и детское питание, одежду, безалкогольные и алкогольные напитки и совсем не связанные с праздником материалы для полиграфии, научные и технологические разработки», — рассказал руководитель Роспатента Юрий Зубов.

При этом Дед Мороз остается востребованным с точки зрения многопрофильности и «предпринимательской широты»: в классификаторе у него 32 направления, которые охватывают сферы от проведения мероприятий до мясной продукции, переработки нефти и нефтехимии и юридических услуг.

Среди «праздничных» слов в лидерах прилагательное «новогодний», зарегистрированное более 90 раз. Чаще всего его используют для оформления кондитерских и мучных изделий, кофе, чая, шоколада, мороженого и меда. А «елка» и «елочка» ассоциируется у бизнеса с рекламой и проведением мероприятий, они зарегистрированы в России 55 раз. Товарный знак также применяется для систем отопления, климат-контроля, бытовой техники и товаров для дома.

Меньше же всего в России брендов со «снеговиком» — 8.

Товарные знаки Деда Мороза

Арбитражный суд Вологодской области и в 2025 году продолжит рассматривать спор главной резиденции Деда Мороза в Великом Устюге и компании «Вотчина» из-за товарных знаков. АО «Дед Мороз» просит запретить использовать слово «Вотчина» в доменном имени ответчика, на вывесках, бланках, договорах, печатях и иной документации, а также в объявлениях и рекламе.

Кроме того, заявитель настаивает на запрете использования в документах и на печатях изображений Деда Мороза и Великого Устюга.

Ущерб от допущенных нарушений «Дед Мороз» оценил в 700 тысяч рублей.

Подарочный мешок

Новогоднюю атрибутику используют не только для создания праздничного настроения, но и, увы, в преступных целях. Житель Санкт-Петербурга пытался отправить в Ригу контрабанду по почте, выбрав тайником мешок Деда Мороза. Но афера вскрылась на таможне: вместе с заявленной в декларации одеждой инспекторы нашли завернутые в фольгу пачки банкнот – 18 тысяч евро, а также 4 пары серебряных серег, брошь и 16 блистеров с таблетками, относящимися к группе тиреоидных средств.

В действиях отправителя первоначально обнаружились признаки только нарушения КоАП РФ, однако действующее административное законодательство предполагает серьезный штраф в размере двукратной стоимости такой посылки, отметили на таможне.

Пикет в костюме

Костюм Деда Мороза не освобождает от ответственности за административное правонарушение, в этом убедился житель Ухты, пытавшийся в костюме новогоднего волшебника провести на автодороге пикет против избранного мэра. При этом суд, напротив, счёл наличие креативного костюма попыткой избежать идентификации.

«Доводы гражданина о том, что борода и усы являются неотъемлемыми атрибутами костюма Деда Мороза, отклонены судом, поскольку, будучи одетым в указанный костюм, с искусственной накладной бородой, затрудняющей установление его личности, и находясь в районе проезжей части, он нарушал общественный порядок и затруднял обеспечение безопасности», — пришел к выводу городской суд.

В итоге «Дед Мороз» был оштрафован на 10 тысяч рублей.

Никто не приехал

А в Улан-Удэ лже-Снегурочка получила 6 лет колонии за фиктивное агентство по организации детских праздников. Помощницей дедушки она была только в душе, поскольку осужденная собирала деньги за обустройство праздника, но к детям не приезжала.

«Чтобы создать у них ложные впечатления и сформировать доверительные отношения к себе, подсудимая самостоятельно изготовила товарные чеки и приобрела у неустановленного лица печать с оттиском индивидуального предпринимателя. Она собрала деньги с более чем 30 человек, но на праздники она не приехала», — подчеркнули в пресс-службе суда.

Похожий случай произошел и в Томске. Там аферист создал интернет-магазин кондитерских изделий, а в зимний период предлагал услуги выездного Деда Мороза и Снегурочки за 100% предоплату. Сладостей и аниматоров клиенты так и не увидели. Фигурант дела получил 5 лет колонии общего режима.

Представитель главного новогоднего персонажа также оказался на скамье подсудимых: бывшая гендиректор АО «Дед Мороз» за злоупотребления, мошенничество и растрату в резиденции Деда Мороза в Великом Устюге получила 7 лет лишения свободы условно со штрафом в 500 тысяч рублей. Суд, в частности, принял во внимание наличие тяжелого заболевания и инвалидности подсудимой. Экс-глава главной резиденции Деда Мороза, как установил суд, переводила поступавшие от турпакетов деньги на счета подконтрольных ей фирм, что привело к убыткам АО «Дед Мороз» на 84,5 миллиона рублей.

Похитители рождества

Трое жителей Вологды получили ограничение свободы за повреждение кремлевской ели: молодые люди ночью залезли на нижние ветки и скинули праздничные украшения, а уцелевшие от падения игрушки пинали ногами. В результате учреждению культуры «Парки города Вологды» был причинен материальный ущерб свыше 120 тысяч рублей.

Надо отметить, что двое из осужденных свою вину признали и в вандализме раскаялись, а также добровольно возместили причиненный материальный ущерб.