От защиты предпринимателей и снижения арестов до развития международного сотрудничества в условиях санкций: как Верховный Суд РФ под руководством Вячеслава Лебедева обеспечивал выполнение поручений из Посланий президента Федеральному собранию РФ.

Совершенствование законодательства и правоприменительной практики судов, развитие правосознания среди российской общественности – важные аспекты ежегодных Посланий президента Федеральному собранию РФ: послания, как известно, служат определением вектора развития, в котором движется наша страна на данном историческом этапе. 

РАПСИ проанализировало выдержки из текстов Посланий президента Федеральному собранию последних лет и получило подтверждение: все поручения главы государства были неукоснительно исполнены Верховным Судом и лично его руководством под началом Вячеслава Лебедева. 


2015 год: необходимость гуманизации права и его применения 

Владимир Путин в послании Федеральному собранию в 2015 году: 

«Закон должен быть суров к тем, кто сознательно пошёл на тяжкое преступление, нанёс ущерб жизни людей, интересам общества и государства. И конечно, закон должен быть гуманен к тем, кто оступился. Сегодня практически каждое второе уголовное дело, дошедшее до суда, связано с мелкими, незначительными преступлениями, а люди, в том числе совсем молодые, попадают в места лишения свободы, в тюрьму. Пребывание там, сама судимость, как правило, негативно сказываются на их дальнейшей судьбе и нередко приводят к последующим преступлениям. 

Прошу Государственную Думу поддержать предложение Верховного Суда России о декриминализации ряда статей Уголовного кодекса и перевести преступления, не представляющие большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений, но с принципиальной оговоркой: повторное совершение проступка должно квалифицироваться уже как уголовное деяние». 

Также глава государства обратил внимание на необходимость более широкого применения мер пресечения, альтернативного содержанию под стражей: 

«Кроме того, полагаю, что в ходе следствия по экономическим составам помещение под стражу нужно использовать как крайнюю меру, а применять залог, подписку о невыезде, домашний арест. Подчеркну, роль правоохранительной, судебной системы состоит в том, чтобы оградить экономику, граждан от мошенничества и преступников и защитить права, собственность, достоинство всех, кто соблюдает закон, честно ведёт своё дело».

Что было сделано Верховным Судом

Гуманизация законодательства и правоприменительной практики – одно из главных достижений Вячеслава Лебедева за последние 30 лет во главе судебной системы страны. Важно, что это планомерный и последовательный процесс: законотворческие инициативы ВС РФ и разъяснения высшей инстанции о применении законов ведут к постепенному сокращению числа заключенных и арестантов, но такая работа является не движением к конкретной цели или числовым показателям, а направлена на изменение всей философии судебной системы. 

«Человеку, совершившему преступление небольшой тяжести впервые, судимость не нужно назначать. Судимость налагает на гражданина множество ограничений социального плана. Государство может дать возможность человеку не быть судимым, если он в силу стечения каких-либо обстоятельств совершил преступление на грани с уголовным проступком – небольшой и средней тяжести, ведь правда? Почему человека надо сразу делать судимым, создавать очень серьезные проблемы не только для него, но и для его родных и близких? Будет преюдиция, повторное совершение – ну что же, в таком случае это выбор гражданина. А вот впервые совершившему, полагаю, судебный штраф послужит хорошим уроком. Это гуманная, реальная формула» – так Вячеслав Лебедев ответил на вопрос РАПСИ о применении судебного штрафа. 

Как истинный гуманист, Лебедев приложил титанические усилия для того, чтобы правосудие исполняло функцию социальной справедливости, но не было карательным. В свою очередь, целесообразность именно такой логики развития права неоднократно подчеркивал Владимир Путин.

Статистика говорит о позитивных тенденциях: в первом квартале прошлого года 20% от общего числа рассматриваемых уголовных дел прекращены судом с назначением судебного штрафа, и в большинстве случаев такая мера назначается по инициативе суда. Число заключенных в российских тюрьмах снижается: по состоянию на 1 апреля 2022 года общая численность составила 466 764 человек – на 10 751 меньше, чем годом ранее. 

Тенденции гуманизации проявляются и в вопросе избрания мер пресечения. За 9 месяцев 2023 года эта мера пресечения избрана судами в отношении 61 993 лиц – на 3 915 лиц или на 6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Судами удовлетворено 130 020 ходатайств о продлении срока содержания под стражей – на 15 421 ходатайство или на 11% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом численность лиц, в отношении которых судом применена мера пресечения в виде домашнего ареста, возросла на 14%.

Вместе с тем, сейчас на рассмотрении Госдумы находятся два внесенных ВС РФ законопроектов, направленных на исполнение поручений президента, касающихся гуманизации. Одним из них предусматривается возможность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, только когда эти преступления носят насильственный характер. Законопроект также ограничивает конкретным рядом условий избрание этой меры пресечения для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений небольшой тяжести и ненасильственных преступлений средней тяжести. Инициатива по ограничению этой меры пресечения распространилась так же и на женщин, имеющих малолетних детей – они попадут в СИЗО только в случае совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, и в исключительных случаях - преступления средней тяжести насильственного характера. Важным нововведением является установление запрета заключение под стражу лиц, которые страдают тяжелыми заболеваниями.

Также рассматривается инициатива ВС о немедленном освобождении из мест лишения свободы фигурантов уголовных дел, больных заболеваниями, препятствующими их нахождению в неволе.

«Третий законопроект в этом направлении, который говорит о том, что, если по решению суда человек, находящийся в местах лишения свободы, признан больным, он должен быть освобожден немедленно. На сегодня пока еще существует определенная формальная процедура, необходимая для того, чтобы освободить, исполнить решение суда об освобождении. В законопроекте мы поставили вопрос: в любом случае, если он болен, действительно с таким заболеванием, то должен быть освобожден по болезни из мест лишения свободы», — подчеркивал Лебедев. 

Важной вехой на пути гуманизации также послужило внесение в 2021 году на рассмотрение законопроекта об уголовном проступке. Несмотря на то, что текст в полной мере отражал и общий курс гуманизации, и поручение президента о правовом статусе «второго шанса» для оступившихся, новая норма уже более двух лет находится на стадии рассмотрения законодателем.


2015 год: укрепление института присяжных заседателей

Владимир Путин в послании Федеральному собранию в 2015 году: 

«Необходимо повышать независимость и объективность судебного процесса. В этой связи предлагаю укрепить институт присяжных заседателей, расширить число составов преступлений, которые они могут рассматривать. А с учётом того, что коллегию из 12 человек не всегда просто сформировать (я знаю позицию правозащитных организаций, они исходят из того, что должно быть именно 12 присяжных заседателей, но, повторяю, не просто сформировать эту коллегию, да и стоит это немало, если честно сказать), можно подумать о сокращении числа присяжных до пяти - семи человек. При этом обязательно сохранить полную автономию и самостоятельность присяжных при принятии решений».

Что было сделано Верховным Судом

За последние 5 лет высшая судебная инстанция дважды (в 2018 и в 2022 годах) корректировала свое Постановление от 22 ноября 2005 г. №23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей».

Так, в 2018 году (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 мая 2018 г. №11 «О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам») многие вопросы судопроизводства с участием присяжных заседателей пришлось подвергнуть корректировке в связи с изменением законодательства. 

Судам разъяснялось, что ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей может быть заявлено обвиняемым как после ознакомления с материалами дела на предварительном следствии (ч. 5 ст.217 УПК РФ), так и после направления прокурором уголовного дела с обвинительным заключением в суд в течение 3 суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения. 

Кроме того, в ситуации, когда по делу участвует несколько обвиняемых, среди которых есть лица, имеющие в соответствии с законом право на рассмотрение в отношении их уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, и после направления дела в суд хотя бы один из них обратился с ходатайством о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей, судья должен в ходе предварительного слушания выяснить мнение остальных обвиняемых по поводу рассмотрения уголовного дела судом в данном составе. 

Если один или несколько обвиняемых отказываются от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, судья должен решить вопрос о выделении уголовного дела в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. 

В 2022 году внес еще одни масштабные корректировки своего постановления (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 г. №22). Так, в числе прочего было установлено, что рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей предполагает личное восприятие ими позиции подсудимого, с учетом чего, в случае если обвиняемый, заявивший ходатайство о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей, находится за пределами территории России и (или) уклоняется от явки в суд и судьей в соответствии с ч. 5 ст. 247 УПК РФ принимается решение о проведении судебного разбирательства в отсутствие подсудимого, то уголовное дело подлежит рассмотрению судьей единолично. 

Также было разрешено в присутствии присяжных заседателей исследовать вопрос о совершении подсудимым преступления в состоянии алкогольного, наркотического или иного вида опьянения, если это связано с предъявленным обвинением, поскольку такие данные относятся к предмету доказывания по уголовному делу.


2018-2019 годы: судебная защита предпринимателей

Несколько последних лет президент регулярно упоминает в своих посланиях Федеральному собранию о необходимости оградить предпринимательство и бизнес от безосновательных нападок со стороны контролирующих и правоохранительных органов. 

В послании 2018 Владимир Путин указывал, что «уголовный кодекс должен перестать быть инструментом решения хозяйственных конфликтов между юридическими лицами». Такие споры, по мнению президента, нужно было перевести в административную и арбитражную плоскость. 

Глава государства особо отмечал, что лояльность к бизнесу не должна быть сплошной – нормы уголовного права должны жестко действовать в отношении преступлений против интересов граждан, общества, экономических свобод (посягательство на собственность и средства граждан, рейдерские захваты, нарушение конкуренции, уклонение от уплаты налогов и разворовывание бюджетных средств).

Мысль об устранении давления на бизнес со стороны правоохранителей была логически продолжена и в послании 2019 года. Президент призывал избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства. 

«Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания», - говорил Владимир Путин.

В этом же послании глава государства указывал на большой процент (45%) дел, которые были возбуждены, но не дошли до суда, что явно свидетельствует о том, что к возбуждению дела подошли халатно или же возбуждали из каких-либо неправовых соображений. Впрочем, на этапе правосудия эти явления были пресечены, как явно показывает статистика. 

Особую обеспокоенность Путин выражал по поводу практики вменения такого квалифицирующего признака как группа лиц по предварительному сговору в экономических преступлениях, когда все сотрудники той или иной компании могли попасть под эту квалификацию только по факту совместной работы. Кроме того, он призывал при расследовании экономических уголовных дел жестко ограничивать поводы для продления сроков содержания под стражей.

Что было сделано Верховным Судом

Позицию по снижению давления на бизнес и предпринимателей всецело разделял глава ВС РФ Вячеслав Лебедев. Так, в 2019 году был подписан Федеральный закон от 02.08.2019 г. №315-ФЗ «О внесении изменений в статьи 108 и 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Инициатива принадлежала Верховному Суду – он внес проект на рассмотрение еще в 2017 году.

Новое правовое регулирование в частности устанавливало, что заключение под стражу в качестве меры пресечения при отсутствии таких обстоятельств как (1) отсутствие у подозреваемого или обвиняемого постоянного места жительства на территории РФ, (2) неустановление личности, (3) нарушение ранее избранной меры пресечения, (4) скрытие от органов предварительного расследования или от суда), не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении целого ряда экономических преступлений, если такие преступления совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.

Кроме того, законом уточнялась процедура продления срока содержания под стражей и были предприняты меры для исключения фактов продления срока содержания под стражей, в случае если по уголовному делу имеет место неэффективная организация расследования.

В 2020 году по инициативе ВС РФ был рассмотрен и впоследствии принят Федеральный закон от 15 октября 2020 г. №336-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». 

Им был скорректирован порядок прекращения уголовного преследования в связи с возмещением ущерба по налоговым преступлениям (уклонение от уплаты налогов и страховых взносов, неисполнение обязанностей налогового агента). В частности, старая редакция этой нормы предусматривала, что при определенных условиях суд, а также следователь могли прекратить уголовное преследование по таким преступлениям, если до назначения судебного заседания причиненный бюджетной системе ущерб возмещен в полном объеме. ВС РФ посчитал, что временное ограничение «до назначения судебного заседания» неоправданно, оно сужает границы применения данной нормы, при этом не только существенно влияет на правовое положение лиц, выполнивших те же требования несколько позже, в ходе судебного разбирательства до удаления суда в совещательную комнату, но и препятствует суду активно применять нормы закона, побуждающие лиц добровольно загладить причиненный преступлением вред, в том числе субъектов предпринимательской деятельности возместить ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате налоговых преступлений и преступлений, связанных с уклонением от уплаты страховых взносов.

Важнейшим документом во всем процессе гуманизации уголовного права, в том числе в отношении предпринимателей, является законопроект №1112019-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка», внесенный в Госдуму высшей судебной инстанцией в феврале 2021 года. 

Указанным документом целый ряд уголовно-наказуемых деяний предлагается перевести из категории преступления в новую категорию уголовного проступка, в том числе речь идет и о целом ряде деяний, которые сейчас УК РФ относит к преступлениям в экономической сфере деятельности.

С 24 июня 2023 г. в силу вступил Федеральный закон от 13 июня 2023 г. №217-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», инициированный ВС РФ в конце 2022 года. 

Он предусматривает, что в случае избрания меры пресечения в отношении предпринимателей и членов органов управления коммерческих организаций, в обязательном порядке должна рассматривается возможность избрания такой меры пресечения, которая позволит продолжить осуществление предпринимательской деятельности и (или) управление принадлежащим имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, за исключением изъятого или арестованного имущества, либо деятельности по осуществлению полномочий по управлению организацией, либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности. 

Кроме того, предусматривается, что продление срока содержания под стражей и срока предварительного расследования осуществляться с согласия руководителя следственного органа по субъекту РФ и иного приравненного к нему руководителя следственного органа, продление срока дознания – с согласия прокурора субъекта и приравненного к нему военного прокурора. 

При этом отдельно указывается, что необходимость дальнейшего производства следственных действий не может являться единственным и достаточным основанием для продления срока содержания под стражей.

Также летом 2023 года в Госдуму Верховным Судом РФ был внесен законопроект, которым предлагалось внести правки в УПК РФ в части уточнения того, что считать преступлениями, связанными с предпринимательской деятельностью. 

Уже в ноябре того же года он был принят и оформлен Федеральным законом от 2 ноября 2023 г. №524-ФЗ. Принятие этого закона направлено на гуманизацию уголовного судопроизводства и повышению уровня процессуальных гарантий для подозреваемых и обвиняемых – индивидуальных предпринимателей, членов органов управления коммерческих организаций. 

Закон устраняет пробелы в правовом регулировании и трудности в правоприменительной практике, связанные с оценкой возможности распространения на таких лиц специальных правил, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, в том числе положениями части 1.1 ст. 108 УПК РФ об избрании меры пресечения.

Работа ВС РФ в части исполнения посланий и поручений президента, помимо законодательных инициатив, лежала также в плоскости развития правильной практики применения уже имеющихся норм. 

В 2020 году Верховный суд актуализировал свое постановление №48 от 2016 года «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности» (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 г. №7 «О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам»). 

Новые положения, помимо прочего, уточняют судебные подходы к применению мер пресечения, а также предписывают судам выяснять все обстоятельства, указывающие на субъективное отношение к содеянному каждого из подсудимых при рассмотрении дел о преступлениях в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, совершенных в составе группы лиц. 

Важным нововведением стало разъяснение о том, что от преступного нарушения порядка осуществления экономической деятельности следует отличать причинение вреда охраняемым законом интересам вследствие наличия обстоятельств, исключающих преступность деяния. 

В случаях, когда деяние, содержащее признаки преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, совершено лицом в целях устранения либо недопущения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ст. 39 УК РФ). 


2019 год: важность международного сотрудничества в сфере судопроизводства

В Послании Федеральному собранию РФ 2019 года в числе приоритетов внешней политики России президент указывал укрепление доверия, борьбу с общими для всего мира угрозами, расширение сотрудничества в экономике, торговле, образовании, культуре, науке и технологиях, снятие барьеров для общения между людьми. 

В этой связи Россия вела работу в ООН, а также в Содружестве Независимых Государств, на площадках "Группы двадцати", БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества. Активно углублялось взаимодействие в рамках Союзного государства России и Белоруссии, включая более тесную координацию во внешнеполитической сфере, в экономике. Вместе с партнерами по интеграции формировались общие рынки и укреплялись внешние связи Евразийского экономического союза. 

«Выстраивать отношения с нами – значит, находить совместные развязки, причем самых сложных вопросов, а не пытаться диктовать условия. Приоритеты нашей внешней политики абсолютно открыты: это укрепление доверия, борьба с общими для всего мира угрозами, расширение сотрудничества в экономике, торговле, образовании, культуре, науке и технологиях, снятие барьеров для общения между людьми... В том числе предстоит воплотить в жизнь уже принятые решения о сопряжении ЕврАзЭС с китайской инициативой "Один пояс, один путь" как пролог к созданию большого евразийского партнерства», - отмечал Владимир Путин. 

Что было сделано Верховным Судом

Верховный Суд РФ также активно участвовал в этих процессах в своей области. В 2019 году представители ВС РФ принимали участие в семинаре высших судов стран группы БРИКС с целью обмена опытом в сфере использования информационных технологий в деятельности судов, на котором рассказывали об использовании систем видеоконференцсвязи и применении различных информационных технологий в российских судах. 

В том же году в Париже состоялась Конференция председателей верховных судов стран – членов Совета Европы. В Минске состоялась международная конференция «Пять лет Договору о Евразийском экономическом союзе: роль Суда». 

В 2020 году в Москве в формате видео-конференц-связи состоялся Форум Председателей верховных судов стран БРИКС. В ходе мероприятия состоялся обмен мнениями по актуальным вопросам совершенствования правосудия в национальных юрисдикциях. 

Эксперты обсудили защиту экономических интересов хозяйствующих субъектов мерами административного судопроизводства. Особое внимание было уделено вопросам защиты прав потребителей в современных экономических условиях, вызванных глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции. 

В октябре 2020 года Вячеслав Лебедев принял участие в XV Совещании председателей Верховных судов государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которое состоялось в режиме видео-конференц-связи. 

В 2022 году Лебедев и судья ВС РФ Елена Борисова посредством веб-конференции 21 сентября 2022 г. приняли участие в Форуме судей стран БРИКС, организованном Верховным Народным Судом КНР.

В 2023 году делегация российских судей во главе с Лебедевым участвовала в очередном Восемнадцатом совещании Председателей Верховных судов государств-членов ШОС, которое проходило в Нью-Дели. 

В ходе встречи обсуждались темы, касающиеся будущего судебной власти, содействия «доступу к правосудию», институциональные проблемы, стоящие перед судебной системой: волокита, инфраструктура, репрезентативность в судейском корпусе и гласность. 

Также в прошлом году в формате видеоконференции по инициативе ВС РФ состоялся Двенадцатый международный юридический форум стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где его участники обсуждали трансграничные правоотношения, а также вопросы защиты прав бизнеса в социальном государстве.

В целом хроника международных связей ВС РФ ежегодно насчитывает около двух десятков международных мероприятий, посвященных правосудию. Даже в условиях политической изоляции России со стороны стан Запада работа не останавливается – расширяется и углубляется сотрудничество ВС РФ с высшими судебными инстанциями стран СНГ, государств-членов ШОС и целым рядом других государств, которые готовы и заинтересованы в сотрудничестве с Россией.


2020 год: о доверии к суду и укреплении независимости и прозрачности работы судей

Владимир Путин в послании к Федеральному собранию в 2020 году: 

«Ключевую роль в обеспечении законности и прав граждан играет судебная система - Конституционный и Верховный суды. Подчеркну, безусловным должен быть не только профессионализм судей, но и доверие к ним. Справедливость и моральное право принимать решения, затрагивающие судьбы людей, всегда в России имели первостепенное значение. Основной Закон должен закреплять и защищать независимость судей, принцип их подчинения только Конституции и федеральному законодательству. При этом считаю необходимым предусмотреть в Конституции полномочия Совета Федерации по представлению Президента России отрешать от должности судей Конституционного и Верховного судов в случае совершения ими проступков, порочащих честь и достоинство, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, свидетельствующих о невозможности сохранения лицом статуса судьи. Это предложение делается исходя из сложившейся практики». 

Что было сделано Верховным Судом

Кодекс судейской этики, принятый VIII Всероссийским Съездом Судей в 2012 году, с тех пор планомерно совершенствуется в ходе следующих Съездов. Кодекс аккумулирует не только стержневые понятия справедливости, беспристрастности, чести и достойного поведения каждого судьи, но и освещает сложные моменты, соответствующие вызовам современной эпохи. К примеру, в ходе X Всероссийского съезда судей, прошедшего в декабре 2022 года, обсуждалось внесение изменений в Кодекс, касающихся стандартов поведения судей в социальных сетях.

Между тем, Вячеславом Лебедевым было инициировано несколько важных законодательных новаций, укрепляющих институт независимости судейского корпуса. Так, создание в 2018 году федеральных кассационных и апелляционных судов, по мнению представителей юридического сообщества, позволило укрепить независимость судей. 

Отдельно следует сказать о доверии россиян судебной власти. Верховный Суд РФ под началом Вячеслава Лебедева приложил грандиозные усилия для переустройства информационного сопровождения работы судебной власти, созданию условий для открытого диалога с обществом: по указанию Лебедева, диалог со средствами массовой информации был открыт в каждом регионе, фактически – в каждой судебной инстанции нашей огромной страны, эти процессы аккумулировала высокопрофессиональная пресс-служба высшей судебной инстанции. 

Доступна для общественности, в том числе и информация о работе ВККС и региональных ККС, которые рассматривают, в том числе вопросы соблюдения дисциплины судьями, а также имеют полномочия по лишению статуса и снятию судейской неприкосновенности в случае совершения судьей недостойного или незаконного деяния. Работа ВККС публична и беспристрастна.

Из закрытой структуры судебная система превратилась в стержневой государственный институт, понятный гражданам и вызывающий у людей уважение и доверие, что подтвердили независимые социальные опросы. 

Подробнее о независимости судебной власти РАПСИ писало здесь.


2021 год: о социальной функции правосудия

В послании Федеральному собранию РФ в постпандемийном 2021 году Владимир Путин отдельно остановился на важности социально-ориентированной работы всех государственных институций, защите прав граждан в сложный для страны период: 

«Отдельно придётся остановиться на такой чувствительной для многих семей теме, как взыскание алиментов. Это проблема, к сожалению, есть у нас в стране. Эта процедура не должна унижать человека. Все вопросы здесь нужно решать преимущественно удалённо и, главное, в интересах пострадавшей стороны. Мама с малышом на руках, а именно так чаще всего и происходит, не должна обивать пороги инстанций, собирать справки. Надо так выстроить систему межведомственного взаимодействия, в том числе с банками, чтобы обеспечить безусловное исполнение судебных решений по взысканию алиментов. Государство обязано защитить права ребёнка, именно об этом идёт речь».

Что было сделано Верховным Судом

Решение вопросов исполнения судебных приказов и решений о взыскании алиментных платежей не находится в сфере компетенции ВС РФ, однако внести свой вклад в дело защиты интересов детей в вопросе их финансового обеспечения со стороны родителей высшая судебная инстанция смогла другим образом.

В 2021 году Пленум ВС РФ принял Постановление №6 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей», а в конце 2022 года Пленум ВС РФ - Постановление №39 «О судебной практике по уголовным делам о неуплате средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (статья 157 Уголовного кодекса Российской Федерации)».

В постановлении об административных правонарушениях, связанных с неуплатой алиментов, судам в числе прочего разъяснялось, что уважительными причинами неуплаты алиментов могут быть признаны только такие обстоятельства, при которых неуплата средств на содержание детей (или нетрудоспособных родителей) имела место независимо от воли лица, обязанного уплачивать алименты. 

В качестве примера приводились такие обстоятельства как болезнь (нетрудоспособностью), неисполнение обязанности по вине других лиц, в частности в связи с невыплатой заработной платы работодателем, задержкой или неправильным перечислением банком сумм по алиментам и прочие. При этом указывалось, что судам также необходимо оценивать имелись ли у лица иные возможности (в том числе денежные средства, имущество, иные источники дохода) для уплаты средств на содержание. 

ВС РФ конкретно указал, что такие обстоятельства как несогласие лица, обязанного уплачивать алименты, с размером сумм, подлежащих уплате, если таковые были закреплены судебным актом либо алиментным соглашением, а равно и сам по себе факт совместного проживания лица, обязанного уплачивать алименты, с получателем алиментов не может расцениваться как основание для признания причины неуплаты алиментов уважительной.

Более того, даже нахождение лица, обязанного уплачивать алименты, в местах лишения свободы, не является безусловным основанием для его освобождения от административной ответственности.

Отдельно подчеркнул ВС РФ в своем постановлении и то, что «копить» долг до наступления совершеннолетия ребенка или приобретения им полной дееспособности по другим основаниям и таким образом уйти от административной ответственности у неплательщика не получится. В постановлении подчеркивается, что данные обстоятельства не могут быть признаны основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, если задолженность образовалась за период, предшествовавший указанным событиям.

В постановлении о преступлении, предусмотренном ст. 157 УК РФ, высшая судебная инстанция «прикрыла» излюбленную должниками лазейку – не платить алименты, но утверждать, что исполнял обязанность по содержанию в натуре (покупал одежду, игрушки, продукты питания и так далее). На этот счет ВС РФ указал, что выполнение таких действий, если они не носили постоянного характера и не свидетельствовали о нахождении ребенка (детей) или нетрудоспособных родителей на иждивении у лица, обязанного уплачивать алименты, не освобождают его от обязанности уплачивать алименты в полном объеме. 

Отдельно ВС РФ обратил внимание судов на то, что наказание для лица, признанного виновным по ст. 157 УК РФ, должно быть не только соразмерным содеянному, но и не препятствовать выполнению осужденным алиментных обязательств. Здесь же отметим, что согласно анализу судебной практики наиболее часто за это преступление суды избирают наказание в виде исправительных работ.

Многолетний глава высшей судебной инстанции Вячеслав Лебедев сделал многое для защиты интересов граждан и в административном производстве. Председатель ВС подчеркивал: у гражданина должны быть равные права в судебном споре с «государственной машиной».

По законодательной инициативе ВС России приняты 3 федеральных закона о модернизации административного судопроизводства, в том числе о возможности оспаривания актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. 

КАС эффективно используется российскими судами с середины прошлого десятилетия, что незамедлительно качественно сказалось на уровне защиты прав граждан в спорах со структурами власти. 

Пленум Верховного суда России принял 27 постановлений, содержащих свыше 600 правовых позиций о практике рассмотрения судами административных дел. 

Особенно важные предложения по совершенствованию и развитию административного судопроизводства были сформулированы в 2022 году, среди них – инициатива о возможности одновременного предъявления требования о признании незаконным решения, действия или бездействия органа власти или должностного лица и требования о компенсации морального вреда, причиненного таким решением, действием или бездействием». Такое решение в будущем упростит процедуру взыскания компенсации морального вреда. 

Суды получили право самостоятельно искать доказательства по административному делу в открытых источниках. Например, в госреестрах, размещенных на официальных сайтах органов власти и местного самоуправления. Изготовление и заверение электронных копий позволят апелляции и кассации работать только с ними.

Также смягчились правила о профессиональном представительстве в судах по административным делам – получение судебных извещений, копий судебных актов, исполнительных документов, копирование материалов административного дела смогут осуществлять лица, имеющие доверенность на совершение таких действий, независимо от наличия у них статуса адвоката или высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности.