Верховный суд (ВС) РФ рассмотрел жалобу приговоренного к пожизненному сроку заключенного, который требовал признать действия руководства колонии незаконными и присудить ему компенсацию в 30 тысяч за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении. Автор жалобы полагает, что нанесение на его одежду надписей «пожизненно» и «No 79» является унизительным и дискриминационным.
Суд первой инстанции требования отклонил, посчитав, что надпись и номер на одежде, выдаваемой осуждённым к пожизненному лишению свободы, позволяют обеспечить усиленный контроль со стороны сотрудников исправительного учреждения за заключенными.
Наличие таких надписей на одежде осуждённых не запрещено законодательством и не свидетельствует о причинении осуждённому лишений и страданий в большей степени, чем уровень страданий, который неизбежен при назначенном приговором суда пожизненном лишении свободы, полагает суд.
Апелляционная инстанция с этими выводами согласилась, указав, что нанесение отличительных надписей на одежду осуждённых не носит дискриминационный характер, а лишь облегчает их визуальную идентификацию.
Суд кассационной инстанции позицию нижестоящих судов поддержал, отметив, что требование носить одежду с надписями «пожизненно» и «No 79» не может быть расценено как нарушение либо дополнительное ограничение прав осуждённого.
Позиция ВС
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осуждённых, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы российских граждан с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством (части 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), напоминает ВС.
Осуждённые не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию, указывает высшая инстанция со ссылкой на часть 1 статьи 12 УИК РФ.
Администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осуждённых одеждой установленного образца (часть 4 статьи 82 УИК), а осуждённые обязаны носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками, которые изготавливаются из материала белого цвета в виде прямоугольника размером 90 х 40 мм, на его поле краской чёрного цвета указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) осуждённого к лишению свободы и номер отряда (камеры), размещается чёрно-белая или цветная фотография размером 30 х 40 мм (пункт 10.13 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых приказом Министерства юстиции от 4 июля 2022 года).
Кроме того, Минюст разработал Методическое пособие о материально-бытовом обеспечении арестантов и осужденных (утвержден 9 января 2002 года под No 18/54-18), которое также не предусматривает возможность нанесения на одежду каких-либо надписей по инициативе администрации исправительного учреждения.
Таким образом, ни один из нормативных правовых актов не предусматривает возможность произвольного нанесения иных надписей на одежду осуждённого.
А значит, выводы судов о том, что нанесение на одежду осуждённых надписи «пожизненно» не носит дискриминационный характер, не унижает и не умаляет их человеческое достоинство, противоречат правовым нормам, поясняет ВС.
Он также приводит разъяснения Пленума, что принудительное содержание лишённых свободы лиц в предназначенных для этого местах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации (пункт 3 постановления от 25 декабря 2018 года No 47).
«Данное правило акцентирует внимание на необходимости соблюдения достоинства осуждённого в такой области, как обеспечение его вещевым довольствием. Так как требование носить специальную одежду распространяется на всех осуждённых, то выдаваемая им одежда должна соответствовать установленному образцу и иметь на себе только предусмотренные правовыми нормами отличительные знаки», - отмечает высшая инстанция.
Она также обращает внимание, что решения органов власти, затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина или организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущены) на основании Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов (пункт 17 постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2022 года No 21).
В результате Судебная коллегия по административным делам ВС РФ определила дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.