Верховный суд РФ рассмотрел жалобу осуждённого за убийство, совершенное организованной группой из корыстных побуждений, а также за незаконные приобретение, хранение, перевозку и ношение огнестрельного оружия и боеприпасов и за мошенничество. Приговор основан на обвинительном вердикте присяжных.


Осужденный ссылается на необоснованное исследование фотографий с места происшествия с изображением трупа потерпевшего, что, на его взгляд,  негативно сказалось на мнении присяжных заседателей. Защитники также указывают, что показанные присяжным фотографии носят «шокирующий» характер.

Также адвокаты высказали недовольство исследованием перед коллегией лишь выводов экспертиз, поэтому защита настаивала на оглашении проведенных исследований в полном объеме, но получила отказ. 

В жалобе указывается и на факт оставления апелляционной инстанцией без внимания ходатайства защиты об опросе присяжных заседателей с целью проверки довода об оказании на них незаконного воздействия или утрате ими объективности при вынесении вердикта. 

Позиция ВС 

Несостоятельным является утверждение авторов кассационных жалоб о неправомерности исследования в присутствии присяжных заседателей фото таблицы к протоколу осмотра места происшествия, пришел к выводу ВС. 

Согласно части 8 статьи 335 УПК РФ в присутствии присяжных заседателей запрещается исследовать любые данные, способные вызвать предубеждение присяжных в отношении подсудимого, напоминает высшая инстанция. 

«По смыслу закона следует вести речь о данных, характеризующих подсудимого с отрицательной стороны, за исключением данных о личности подсудимого в той мере, в какой они необходимы для установления отдельных признаков состава преступления, в совершении которого он обвиняется. 

Фототаблица к протоколу осмотра места происшествия с изображением трупа потерпевшего - неотъемлемая часть данного следственного действия, которое является допустимым доказательством, относящимся к предъявленному обвинению. Нет никаких законных оснований для исключения части доказательства к исследованию в присутствии присяжных заседателей. 

Утверждение защитников о том, что фотографии носят «шокирующий» характер, они оказали незаконное воздействие на присяжных заседателей, является произвольным», - отмечает ВС.

Исследование стороной обвинения выводов проведённых по делу судебных экспертиз не свидетельствует о нарушении уголовно-процессуального закона и права подсудимого на защиту, считает высшая инстанция. 

«С учётом положений ст. 15 УПК РФ о состязательности сторон в уголовном процессе подсудимый и его защитники вправе исследовать в присутствии присяжных заседателей судебные экспертизы в остальной части, относящейся к существу предъявленного обвинения, что к таковым нельзя отнести сформулированные органами предварительного следствия на разрешение эксперта вопросы, в том числе организационного ха рактера. 

Следует отметить, что сторона защиты ходатайствовала об исследовании постановлений о назначении экспертиз, что не основано на законе», - говорится в определении.

В результате ВС оставил обвинительный приговор без изменения, а жалобы - без удостоверения. 

Алиса Фокс