Верховный суд РФ рассмотрел жалобу получившего пожизненный срок заключенного, у которого из посылки забрали электронную игру «Тетрис»: заявитель считает, что это практически настольная игра, так как не имеет выхода в интернет, не обладает признаками электронно-вычислительных машин, электронных носителей информации и другой компьютерной и оргтехники, а значит «Тетрис» не может быть запрещен.


Мнения судебных инстанций 

Суд первой инстанции установил, что игровое устройство является электронным носителем информации, использование которого запрещено Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, вследствие чего отказал в удовлетворении административного иска.

Отменяя решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что игра «Тетрис» не имеет процессора и накопителя информации, позволяющих читать CD- и DVD-диски, поддерживающих карты памяти, необходимых для выхода в информационно- телекоммуникационную сеть «Интернет», следовательно, игровое устройство не относится к числу предметов, запрещенных к использованию осужденными в исправительных учреждениях, в связи с чем удовлетворил административный иск.

Кассационный суд это мнение поддержал.

Позиция ВС

Уголовно-исполнительный кодекс, закрепляя права осужденных на получение информации, вежливое обращение, охрану здоровья и психологическую помощь, социальное обеспечение и получение юридической помощи, личную безопасность, свободу совести и свободу вероисповедания, тем не менее не содержит норм, касающихся вопроса организации их досуга в исправительных учреждениях, констатирует ВС.

Правилами внутреннего распорядка предусмотрена возможность пользоваться пластиковыми и картонными настольными играми: шашки, шахматы, домино, нарды, но запрещены азартные развлечения. 

При этом, как следует из постановления правительства РФ от 31 декабря 2004 года №908, не являются тождественными понятиями игры настольные и игры электронные и им присвоены различные коды (32. 40. 39. 270 и 32. 40. 42. 192).

К тому же Правилами внутреннего распорядка СИЗО и колоний содержится запрет на изготовление заключенными и получение ими в посылках электронно-вычислительных и пишущих машин, множительных аппаратов, электронных носителей информации и т.п. 

Понятие «электронный носитель» дано в межгосударственном стандарте ГОСТ: материальный носитель, используемый для записи, хранения и воспроизведения информации, обрабатываемой с помощью средств вычислительной техники.  Под средствами вычислительной техники понимается совокупность программных и технических элементов систем обработки данных, способных функционировать самостоятельно или в составе других систем (ГОСТ Р 50739-95, принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 9 декабря 1995 года №49).

А информация – это сведения (сообщения, данные), полученные независимо от формы их представления (подпункт 1 пункта 1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ).

«Изъятый из адресованной административному истцу посылки предмет – игра «Тетрис» представляет собой материальный носитель, имеющий дисплей и кнопки для управления, на котором записаны, хранятся и воспроизводятся с помощью программных и технических элементов конкретные сведения об электронных играх, то есть обладает признаками электронного носителя информации», - считает ВС.

По его мнению, заключение суда апелляционной инстанции, что игровое устройство «Тетрис» не относится к числу предметов, запрещенных к использованию осужденными в исправительных учреждениях, сделано без учета норм законодательства, а кассационный суд допущенные ошибки не исправил. 

В связи с чем Судебная коллегия по административным делам ВС РФ определила оставить в силе решение суда первой инстанции.

Алиса Фокс