Если протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу, отмечает Верховный суд (ВС) РФ. 


 Суть дела 

ООО «Лесная компания» обратилось в суд с заявлением к Иркутской таможне о признании незаконным и отмене постановления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 66 560 рублей. 

Решением Арбитражного суда Красноярского края, оставленным без изменения постановлениями апелляционного суда и суда округа, требования общества оставлены без удовлетворения. 

Суды признали правомерным оспариваемое постановление таможенного органа, поскольку в представленной обществом декларации не был задекларирован товар (пилопродукция сосны обыкновенной в количестве 94 единиц) по правильному коду товарной номенклатуры.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО «Лесная компания» обратилось с кассационной жалобой в Верховный суд. 

Разграничение составов 

Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть, поясняет Верховный суд. 

При этом если товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности сведения о качественных характеристиках товара, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. 

Высшая инстанция указывает, что из содержания положений частей 1 и 2 статьи 16.2 КоАП РФ следует, что законодатель рассматривает недекларирование товара в качестве правонарушения, имеющего значительно большую общественную опасность для сферы таможенного дела в сравнении с недостоверным декларированием товаров, что находит отражение в несопоставимости размеров санкций, установленных данными нормами. 

В настоящем деле имело место заявление недостоверных сведений о качественных характеристиках фактически экспортируемого товара, при том, что сам товар задекларирован полностью, а, следовательно, такие действия образуют состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, отмечает ВС.  

Он напоминает, что если протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

«Учитывая, что ответственность по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ наступает только при условии, что недостоверное декларирование товара привело или могло привести к неблагоприятным последствиям — неуплате таможенных пошлин, а указанное обстоятельство таможенным органом при производстве по делу об административном правонарушении не устанавливалось, оспариваемое постановление таможенного органа является незаконным и подлежит отмене», — резюмирует Верховный суд. 

На основании изложенного ВС отменил судебные акты нижестоящих инстанций и удовлетворил заявление ООО «Лесная компания», признав постановление таможенного органа незаконным.  

Никита Ширяев