До Нового года еще почти 2,5 месяца, однако первые итоги в судебно-правовой сфере можно начать подводить уже сегодня. Формальным поводом для этого стала публикация анализа статистики работы российских судов за первую половину 2022 года, проведенного Судебным департаментом при Верховном суде РФ. Но гораздо важнее новый виток эволюционного развития административной юстиции, который к осени обрел форму, вероятно, самой прогрессивной реформы года. 


Заметный тренд этого года – рост числа исков по гражданским и административным делам. В первом полугодии зафиксировано 2,74 млн административных исков, что на 20% больше аналогичного периода 2021 года (2,18 млн). Гражданских исков в тот же период стало больше на 12% (12,2 млн за первые 6 месяцев 2022 года, 10,8 млн – первое полугодие 2021 года). 

Мог бы встревожить тот факт, что главным «драйвером» этого роста стали иски государства к гражданам. Особенно административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций: 2,4 млн в первом полугодии 2022 года против 1,84 млн – в 2021-м. Однако пропорционально количественному давлению административных институтов на граждан выросло качество защиты их судебной системой. 

Как справедливо отметил председатель Верховного суда (ВС) РФ Вячеслав Лебедев 18 августа на XVII Совещании председателей Верховных судов государств-членов ШОС, в настоящее время административное судопроизводство является востребованным и эффективным правовым институтом.

К такому результату привела планомерная работа на протяжении десяти лет, начавшаяся с утверждения Лебедева, что в тяжбах с различными властными структурами гражданин – заведомо слабая сторона. А следовало бы уравнять у судебного барьера простого человека и чиновников.

«В процедуре административного производства не гражданин, обратившийся в суд, а орган государственной власти, должностное лицо будут обязаны доказывать суду правоту принятых решений, которые ограничили права и законные интересы заявителя… С принятием Кодекса (административного судопроизводства – прим. ред.) мониторинг правового регулирования будет постоянным и независимым от усмотрения каких-либо должностных лиц. Без дополнительных усилий со стороны государства будет активизироваться и самовоспитываться гражданское общество», - анонсировал изменения глава ВС.

С момента произнесения этих слов ситуация изменилась самым кардинальным образом. По законодательной инициативе ВС России приняты 3 федеральных закона о модернизации административного судопроизводства, в том числе о возможности оспаривания актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. КАС эффективно используется российскими судами с середины прошлого десятилетия, что незамедлительно качественно сказалось на уровне защиты прав граждан в спорах со структурами власти. 

Пленум Верховного суда России принял 27 постановлений, содержащих свыше 600 правовых позиций о практике рассмотрения судами административных дел. Особенно важные предложения по совершенствованию и развитию административного судопроизводства были приняты в этом году. Выделим ключевые из них.

Упрощение процедуры компенсации морального вреда

Важнейшим для защиты прав граждан в сложный исторический период стало предложение главы ВС РФ упростить процедуру взыскания морального вреда с органов власти и конкретных чиновников. 

«ВС подготовлены предложения о совершенствовании административного судопроизводства, в том числе о возможности одновременного предъявления требования о признании незаконным решения, действия или бездействия органа власти или должностного лица и требования о компенсации морального вреда, причиненного таким решением, действием или бездействием», – сообщил Лебедев в ходе XVII Совещания председателей Верховных судов государств – членов ШОС. 

Сейчас гражданин должен сперва доказывать свою правоту через административное судопроизводство, а уже после этого вправе в отдельном иске потребовать компенсации морального вреда с органов власти и конкретных чиновников. Это связано с тем, что оспаривание ненормативных актов органов власти подлежит разрешению в порядке административного судопроизводства, а компенсация морального вреда – это уже гражданско-правовое разбирательство.

Предложение Вячеслава Лебедева соединить рассмотрение обоих требований в одном процессе должно в значительной степени упростить эту процедуру. Речь идет о дополнительной мотивации для госслужащих: установление возможности ответственности, не только административной, но и гражданской, способно побудить меньше принимать необоснованные акты и чаще идти навстречу интересам граждан, убеждены эксперты. 

«Мера в виде возможности одновременного предъявления требования о признании незаконным решения, действия или бездействия и требования о компенсации морального вреда можно оценить положительно. В таком случае снизится нагрузка на суды по количеству дел, а материально-правовые требования будут разрешаться вместе в рамках одного дела. Это также упростит процедуру присуждения компенсации морального вреда административным истца, не имеющим публичные полномочия – гражданским лицам», - пояснила РАПСИ юрист, эксперт Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.

Другой новацией, которая также должна сыграть существенную роль в защите прав граждан, способно стать предложение ВС РФ увеличить срок рассмотрения дел об оспаривании решений, действий и бездействия органов власти и должностных лиц с одного до двух месяцев.

«Предлагается увеличить срок рассмотрения дел об оспаривании решений, действий и бездействия органов власти и должностных лиц с одного до двух месяцев, а срок рассмотрения заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта по административному делу, изменении способа и порядка его исполнения – с 10 до 15 дней», — уточнил глава ВС РФ Вячеслав Лебедев в ходе совещания делегатов X Всероссийского съезда судей и председателей судов разных видов и уровней, расположенных в Приволжском федеральном округе.

Борьба с формализмом чиновников

При этом, важно заметить, что первые действия для реализации задачи защиты материальных интересов граждан в спорах с чиновниками были сделаны еще раньше, до публичного заявления. 28 июня Пленум ВС РФ запретил рассматривать законность только как формальное соответствие требованиям правовых норм. 

«Законность нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм, и судам необходимо проверять, являются ли оспариваемые меры обоснованными, разумными и необходимыми для достижения законной цели, не приводит ли их применение к чрезмерному обременению граждан и организаций», - заявил Лебедев 18 августа.

Отсутствие вины органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Так что, даже если чиновник действовал по букве закона, все равно необходимо учитывать результаты этих действий.

Органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять граждан или организации обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Кроме того, Пленум ВС РФ обращал внимание, что может быть оспорено волеизъявление государственного органа или должностного лица, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению. ​

«Например, предметом судебного контроля могут выступать действия, связанные с организацией дорожного движения (установка технических средств организации дорожного движения, включая дорожные знаки и ограждения; строительство и обустройство пешеходных переходов; согласование работы светофорных объектов и управление данными объектами и т.п.). Действия могут совершаться в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, например посредством размещения информации в сети Интернет», - отмечал ВС.​

Анализ содержания 

Ранее Пленум ВС РФ принял дополнительные разъяснения особенностей рассмотрения дел об оспаривании решений госорганов​, которые должны окончательно уравнять перед лицом правосудия чиновников с обычными гражданами. 

При рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, высшая инстанция советует судам анализировать его содержание.​

«О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований. Наименование оспариваемого документа (заключение, акт, протокол, уведомление, предостережение) определяющего значения не имеет», — говорится в тексте постановления пленума. 

К решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, содержащие волеизъявление и порождающие правовые последствия для граждан или организаций в сфере административных или иных публичных правоотношений.​

Доступность судопроизводства

Помимо упрощения получения компенсации от органов власти, а также защиты граждан от формализма чиновников, ВС предусмотрел и принял меры максимального обеспечения доступности административного судопроизводства для всех членов общества. 

На пленарном заседании Совета судей РФ, состоявшемся 24 мая 2022 года, в целях повышения доступности правосудия предлагалось предусмотреть в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях правила альтернативной подсудности, в соответствии с которыми обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами, допускается либо по месту рассмотрения дела об административном правонарушении, либо по месту жительства гражданина, месту нахождения юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу. Это же предложение звучало от главы Верховного суда РФ на Совещании делегатов X Всероссийского съезда судей и председателей судов разных видов и уровней, входящих в Дальневосточный федеральный округ, проведенного 9 июня 2022 года.

Кроме того, Вячеслав Лебедев неоднократно сообщал о разработке проекта федерального закона, предусматривающего возможность рассмотрения административных дел в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях по электронным материалам, сформированным и заверенным тем судом, в котором находятся материалы дела на бумажном носителе. 

Эксперты убеждены, что такая возможность будет особенно востребована по административным делам, в отношении которых установлены сокращенные сроки судопроизводства, – в том числе по делам о защите избирательных прав граждан.

«Обеспечение электронного правосудия — это новый шаг к упрощению нынешнего судопроизводства и обеспечению полного рассмотрения без различных осложнений. Так, аппарат судов будет менее нагруженный, как в текущее время. Помимо этого, упростится документооборот путём применения электронных версий и систем», - считает Спиридонова.

Налоги и сборы

Что же касается административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, о росте числа которых говорилось в начале, то и в этой сфере ВС РФ нагляднейшим образом проявил свою гуманную ориентированность, что, пожалуй, следует назвать главным итогом испытаний этого сложного года. 

Значительную часть судебной нагрузки составляют административные дела о взыскании с граждан налогов и сборов, сказал председатель ВС на совещании делегатов X Всероссийского съезда судей и председателей судов разных видов и уровней, входящих в Дальневосточный федеральный округ. В этой связи подготовлен законопроект об установлении внесудебной процедуры взыскания налоговой задолженности с физических лиц. Но что принципиально важно, должнику должно быть предоставлено право направить в налоговый орган письменные возражения, при поступлении которых взыскание может быть осуществлено только в судебном порядке.

Зачастую суды становятся на сторону налогоплательщика: в сфере предпринимательской деятельности удовлетворено 40% требований к налоговым органам. Аналогичная картина и в большинстве других социальных сфер, где граждане ищут в судах защиту своих прав от действий чиновников: удовлетворено 55% требований предпринимателей к таможенным органам и 32% требований к антимонопольным органам.

Значение административной юстиции

Развитая административная юстиция является мощным механизмом защиты человека и гражданина от произвола государства в лице его недобросовестных чиновников. Она позволяет эффективно бороться с коррупцией, повышает уровень доверия граждан к власти и государству в целом. Ее совершенствование и развитие - важная задача Верховного суда РФ как судебного органа, наделенного в том числе и правом законодательной инициативы и разработки предложений по совершенствованию законодательства РФ по вопросам своего ведения. 

Значение и роль для страны, проводимой Вячеславом Лебедевым реформы административной юстиции, можно оценить хотя бы исходя из того факта, что по своим целям и задачам, а также правовой природе административное судопроизводство значительно совпадает с конституционным. Как отмечал первый заместитель председателя Верховного суда РФ Петр Серков, «органы судебной власти должны проводить в жизнь идею верховенства закона, удерживать в правовом русле устремления законодательных и исполнительных органов государственной власти, а также местного самоуправления и их должностных лиц». 

2022 год однозначно продемонстрировал успех работы Верховного суда в этом направлении, а также тот факт, что никакие жизненные испытания – пандемия, мировой экономический кризис, специальная военная операция – не способны негативно повлиять на эффективность гуманитарной направленности отечественной судебной системы.