В России в ближайшее время может заработать новое эффективное средство борьбы с распространением экстремистского и другого опасного контента в соцсетях и поисковых выдачах. На рассмотрении суда находится дело об оборотном штрафе в отношении Facebook и Google за повторное неудаление запрещенной информации. Его размер может оказаться рекордным даже для международных масштабов, что способно стать стимулом для изменения политики компаний и более ответственного отношения к безопасности пользователей. 


Вчера мировой судья судебного участка № 422 Таганского района города Москвы оштрафовал американскую компанию Twitter на 3 млн рублей за отказ удалять запрещенный на территории России контент (ч. 2 ст. 13.41 КоАП). Еще два штрафа общей суммой 10 млн рублей за аналогичное правонарушение компании выписали 16 декабря. 

Всего только в 2021 году российский суд рассмотрел примерно по 20 административных протоколов за неудаление противоправной информации в установленный срок в отношении Twitter, Google и Facebook. Сумма всех присужденных за это время в России штрафов по ч. 2 ст. 13.41 КоАП в отношении этих трех компаний приближается к 150 млн рублей. 

В скором времени эта сумма может вырасти на порядки, поскольку заметного влияния на политику корпораций в России, в первую очередь по более ответственному отношению к обеспечению безопасности пользователей от воздействия деструктивного контента, выписанные штрафы пока не оказали. Очевидно, в масштабах получаемой от российских пользователей прибыли их размер выглядит несущественно. 

Возможно, ситуацию сумеет кардинально изменить новая прогрессивная система принуждения к обеспечению безопасности пользователей для владельцев IT-гигантов. О намерении через суд взыскать оборотные штрафы по ч. 5 ст. 13.41 КоАП РФ в отношении компаний Facebook и Google журналистам ранее сообщал замглавы Роскомнадзора Вадим Субботин. Теперь соответствующее дело будет рассматриваться мировым судьей.  

Поводом для возбуждения дела стали ссылки на четыре материала в Facebook и пять — в подконтрольном компании Instagram. Роскомнадзор направил компании 113 уведомлений с требованиями их удалить. Компания игнорировала все напоминания о необходимости соблюдать российские законы, пока не получила уведомление о вызове на составление протокола для наложения оборотного штрафа. Характерно, что даже одной угрозы о возможности такой меры хватило, чтобы оперативно ликвидировать проблему, которая до того выглядела нерешаемой на протяжении двух лет. Материалы удалили, но сделать это нужно было в течение суток после получения уведомления Роскомнадзора.

Оборотный штраф в России и за рубежом

Нормы об оборотных штрафах за неудаление запрещенной информации действуют в России ровно год. За это время ни одного решения по ним еще не было вынесено. Однако они уже применялись Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России в целях защиты конкуренции: в частности, в отношении Google оборотный штраф был установлен за нарушение антимонопольных требований. В ФАС подсчитали, что только в 2018 году антимонопольные органы 12 раз обращались в суд с требованием к бизнесу выполнить предписания, в 2019 году ситуация сложилась аналогичным образом.

Статья 13.41 КоАП РФ обязывает соцсети и провайдеров удалять по требованию властей страницы с запрещенной информацией, в частности с призывами к экстремизму, детской порнографией, а также о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотиков. За отказ выполнить это требование предусмотрены штрафы - до 8 млн рублей, а за повторное нарушение - до 1/5 пятой совокупного размера суммы годовой выручки компании.

Отметим, что за рубежом оборотные штрафы постепенно превращаются в обычную практику. Например, они прописаны в официальном бюллетене по штрафным санкциям за нарушение законодательства ЕС в сфере конкуренции. 

Как оцениваются штрафы?

Процент стоимости соответствующих продаж: отправной точкой для наложения штрафа является процент от годового объема продаж продукта компании, в отношении которого установлено нарушение.

Общий лимит:

штраф ограничивается 10% от общего годового оборота компании. Лимит в 10% может быть основан на обороте группы, к которой принадлежит компания, если материнская компания этой группы оказывала решающее влияние на деятельность дочерней компании в течение периода нарушения», - указано в документе.

Еще в 2017 году ЕС оштрафовал Google на рекордные 2,4 млрд евро за поддержку собственного торгового сервиса, в чем были усмотрены признаки конкуренции. Этот штраф был эквивалентен 3% от выручки материнской компании Alphabet. Кроме того, руководитель по вопросам конкуренции Европейского союза Маргрета Вестагер тогда дала Google 90 дней, чтобы прекратить поддерживать свою собственную службу покупок в интернет-поиске или столкнуться с дальнейшим ежедневным штрафом в размере до 5% от средней ежедневной глобальной выручки Alphabet.

Также оборотный характер имеют штрафы, например, в Турции. Поскольку общий оборот предприятий очень четко указан в официальных бухгалтерских документах, это вносит определенность в размер штрафа. Турция рассчитывает базовый штраф в зависимости от вида нарушения. Для картелей в качестве основы определяется от 2% до 4% оборота, а для других нарушений Турция использует от 0,5% до 3% для расчета базового штрафа. После базового штрафа Турция принимает во внимание отягчающие факторы, такие как повторение, продолжение нарушения после уведомления о расследовании. Затем к штрафу применяются смягчающие обстоятельства.

Адекватность меры ответственности

Решение Роскомнадзора выглядит не радикальным, а совершенно естественным и даже необходимым, если принять во внимание тот факт, что на данный момент ведомство направила в адрес администрации Google более 26 тысяч уведомлений о необходимости удаления противоправной информации.

В середине августа этого года Роскомнадзор отмечал, что Google не удаляет 20-30% ссылок на сайты с порнографическими изображениями несовершеннолетних, ресурсы экстремистских организаций и онлайн-магазины по продаже наркотиков.

И Facebook, и Instagram отказывались удалить около тысячи запрещенных материалов, касающихся разжигания розни, употребления наркотиков, торговли самодельным оружием, некоторые из них содержат детскую порнографию, суицидальный контент, данные об экстремистских и террористических организациях, 

Ключевым вопросом остается: какую же сумму должны будут выплатить компании, если к ним будет применена мера оборотного штрафа. 

Согласно годовой отчетности Facebook, выручка корпорации в прошлом году по всему миру составила 85,9 млрд долл. Однако штраф исчисляется, исходя из доходов именно в России, поскольку компания не имеет отдельного юрлица в нашей стране, публичных данных о ее выручке здесь нет. По данным главы Лиги безопасного интернета Екатерины Мизулиной, за прошлый год выручка Facebook в России составила порядка 39 млрд рублей. Если эта информация верна, штраф может составить 2-4 млрд рублей. Впрочем, различные независимые эксперты оценивали российскую выручку компании в 8–12 млрд рублей. Тогда сумма штрафа может составить от 0,4 до 1,2 млрд рублей. 

Гораздо больше данных по Google. Российская структура Google – ООО "Гугл" –  весной выплатила Google International дивиденды в размере 10 млрд рублей в результате распределения прибыли за 2015-2017 годы. Из документа стало известно, что выручка российской структуры Google по итогам 2020 года выросла на 14% и составила 85,46 млрд рублей. Чистая прибыль компании в России в прошлом году выросла почти в 2 раза и составила 1,73 млрд рублей.

Перспективы

Важно отметить, что даже оборотные штрафы являются промежуточной, по сути, предупредительной мерой. В конце мая руководитель Роскомнадзора Андрей Липов отмечал, что штрафы позволяют «дифференцировать ответственность». Если угрозы, исходящие от соцсети, будут превышать пользу от нее, «значит к ним будут применяться меры более радикальные». Таковыми могут стать, в частности: ограничение платежей в пользу компаний и запреты на распространение рекламы, полное или частичное ограничение доступа к ресурсу и т. п.

"Мы будем ограничивать возможности рекламы на том или ином сервисе. Google же много денег зарабатывает на Youtube в России. Придется зарабатывать чуть меньше, видимо. Или вообще не зарабатывать, посмотрим", - заявил Липов.

Если даже такое предупреждение не окажется действенным, то российские контролирующие органы имеют все возможности заблокировать, например, Facebook, что доказал аналогичный прецедент с LinkedIn, или замедление работы Twitter. Напомним, оно было произведено в марте после отказа соцсети удалять запрещенные в России публикации. В мае Роскомнадзор сообщил, что частично отказывается от замедления, потому что модераторы Twitter удалили более 91% запрещенной информации.