Конституционный суд РФ разрешил митингующим заклеивать рот скотчем, делать на лице рисунки или клеить стикеры. Такие методы суд счел выражением мнения участников акций. В то же время суд напомнил, что использование в ходе пикетов масок, балаклав или предметов, намеренно скрывающих лицо митингующего, является нарушением закона и влечет административную ответственность
Конституционный суд (КС) РФ изучил нормы закона о митингах по жалобе студентов из Самары – участников акции против дискриминации «День молчания», в ходе которой молодые люди заклеивают себе скотчем рот.
Сотрудники полиции сочли такую форму гражданского самовыражения нарушениям закона, так как скотч, по их мнению, является маскировкой лиц участников. В результате на митингующих составили протоколы об административном правонарушении, несмотря на то, что все участники акции представили полиции свои документы по первому требованию.
Студенты попросили КС разобраться, является ли атрибутика для выражения своего мнения маскировкой, а также проверить законность обязательного уведомления властей о предстоящих акциях, тем более, когда в них участвует всего пять человек.
Заявители считают, что пункт 1 части 4 статьи 6 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и часть 5 статьи 20.2 КоАП РФ противоречат Конституции, так как позволяют привлекать к административной ответственности участников публичного мероприятия за сокрытие своего лица по формальным основаниям и вне зависимости от мотивов и целей их действий.
Скотч, шарфы и балаклавы
Суд напомнил, что запрет сокрытия участником публичного мероприятия своего лица установлен не только в РФ, но и в законодательстве других европейских стран (Австрия, Бельгия, Дания, Германия, Норвегия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция и др.) и он продиктован соблюдением мер безопасности.
«Такой запрет объективно препятствует появлению у митингующих ощущения возможности безнаказанного совершения противоправных действий и способствует обеспечению условий для неотвратимого наступления ответственности за нарушение установленного порядка проведения публичного мероприятия, а потому не может рассматриваться в качестве не согласующегося с конституционно значимыми целями», - считают судьи.
Однако КС призвал руководствоваться в этом вопросе принципом разумности.
Суд напомнил, что участники акций могут закрывать лица платками и шарфами из-за погодных условий или использовать бинты, марлевые повязки или респираторы по медицинским показателям. Также КС указал на право митингующих использовать свои лица как предмет наглядной агитации.
«Поскольку закон разрешает участникам публичных мероприятий использовать при их проведении плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, они, соответственно, не лишены возможности размещать на своем лице отдельные элементы наглядной агитации, в частности, наносить рисунки (надписи), наклеивать аппликации (стикеры), применять другие агитационные аксессуары», - говорится в решении.
КС призвал полицию и суды обращать внимание на мотивы и цели таких действий и расценивать, послужило ли использование предметов или рисунков на лице нарушению норм безопасности.
«Административная ответственность участника публичного мероприятия за сокрытие своего лица не предполагает сугубо формального подхода и императивно обязывает органов и должностных лиц к выяснению всех обстоятельств, с которыми было сопряжено сокрытие участником публичного мероприятия своего лица, тем более, если оно не повлекло за собой существенных препятствий для идентификации его личности», - отметил суд.
В защиту 31-й статьи
КС в определении указал, что закрепленное статьей 31 Конституции право граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в РФ.
«Данное конституционное право обеспечивает гражданам реальную возможность посредством проведения публичных мероприятий оказывать влияние на деятельность органов публичной власти и тем самым способствовать поддержанию мирного диалога между гражданским обществом и государством, что не исключает протестного характера таких публичных мероприятий, который может выражаться в критике как отдельных действий и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, так и проводимой ими политики в целом», - указал суд.
Также суд отметил, что власти не должны чрезмерно контролировать деятельность организаторов и участников публичных мероприятий и необоснованно ограничивать людей в праве на свободу мирных собраний.
Реагирование публичной власти на организацию и проведение митингов должно быть нейтральным и – независимо от политических взглядов их инициаторов и участников – нацеленным на обеспечение условий для правомерного осуществления права на свободу мирных собраний, говорится в решении.
К таким условиям КС отнес и выработку четких правил проведения митингов.
«Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции РФ цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу самой своей сути публичные мероприятия могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц – как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, – государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено», - говорится в определении.
Таким образом, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства право граждан на свободу собраний может быть ограничено.
Долой деструкцию
КС напомнил, что гражданам и организациям разрешается выражать свои взгляды лишь мирными способами.
«В случаях, когда организаторы или участники публичного мероприятия ведут себя деструктивно, явно намереваются совершить или, более того, совершают какие-либо действия, угрожающие общественному порядку и (или) общественной безопасности, государство должно использовать для недопущения и пресечения проявлений, не отвечающих существу права на мирные собрания, все законные средства», - считает КС.
Таким образом, по мнению суда, гарантированное Конституцией право граждан собираться мирно и проводить собрания не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционно значимых ценностей, в том числе путем введения мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности.
С этой же целью законодатель обязал организаторов мероприятий уведомлять власти о предстоящих митингах и получать на них разрешения, такая норма не противоречит Конституции, указал суд.