РАПСИ публикует ответы генерального директора судебного департамента при Верховном суде РФ Александра Гусева на вопросы об открытости судебной системы, судебной журналистике и размещении судебных решений в интернете.
Какую роль, на Ваш взгляд, в совершенствовании системы правосудия в России сыграл Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2012, в котором содержались прямые указания по совершенствованию системы размещения судебных решений и организации трансляции судебных заседаний в сети Интернет?
Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к судебной системе.
Судебная система как механизм государственной защиты имеет большое значение в любом правовом государстве. Исполняя роль общественного арбитра, она защищает одновременно все сферы деятельности, регулируемые правом. Система судебных органов обеспечивает незыблемость основ конституционного строя, охраняя правопорядок, единство экономического пространства, имущественные и неимущественные права граждан и юридических лиц, а также гарантирует свободу экономической деятельности.
Российская Федерация в соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации провозглашена правовым государством, которое характеризуется в том числе самостоятельной и независимой судебной системой, эффективно обеспечивающей защиту интересов государства, прав и интересов граждан и юридических лиц.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, для повышения эффективности политико-правовых институтов и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации необходимо решение ряда проблем, в том числе проведение судебной реформы, обеспечивающей действенность и справедливость принимаемых судом решений; существенное улучшение доступа к информации о деятельности государственных органов, включая органы судебной власти.
Задачи, поставленные в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", а также Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, являются основополагающими для развития судебной системы России.
В этой связи требуется скорейшее внедрение в судебную систему современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сформировать инновационный подход к ее развитию. Это позволит повысить уровень доступности правосудия для граждан, обеспечить качественную и эффективную работу судов.
Во исполнение подпунктов «у» и «ф» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" проводится работа по вопросам совершенствования системы размещения судебных решений с использованием сети Интернет и обеспечения доступа к этим решениям.
Минюстом России разработаны проекты федеральных законов "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части дополнения процессуального законодательства положениями о порядке проведения фото- и киносъемки, видеозаписи судебного заседания, а также его трансляции по радио, телевидению и посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет) и "О внесении изменений в статьи 1 и 6 Федерального закона "О персональных данных" и статьи 1 и 15 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (в части совершенствования системы размещения судебных решений с использованием сети Интернет и обеспечения доступа к этим решениям, а также ведется дальнейшее развитие и совершенствование организационно-технических условий для информационной открытости судов).
Названные законопроекты в настоящее время находятся на стадии обсуждения и дорабатываются Минюстом России с учетом замечаний и предложений, представленных в том числе Верховным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом.
В федеральную целевую программу "Развитие судебной системы России" на 2013–2020 годы (далее – Программа) включены мероприятия по созданию комплексов хранения и обработки данных, оснащению судов системами видеопротоколирования судебных заседаний, программным обеспечением и ключевыми носителями для ведения электронного документооборота с применением электронной подписи.
Программой предусмотрено по итогам ее реализации:
- создать современную информационную и телекоммуникационную инфраструктуру единого информационного пространства Верховного Суда Российской Федерации и федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента, с обеспечением высокого уровня ее доступности, эффективности взаимодействия с гражданами и организациями за счет развития и внедрения программно-технических решений ГАС "Правосудие" в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента;
- оснастить системами видеопротоколирования хода судебных заседаний 1250 зданий федеральных судов общей юрисдикции, 10600 залов судебных заседаний федеральных судов общей юрисдикции оснастить системами аудиопротоколирования хода судебных заседаний, 95 процентов федеральных судов общей юрисдикции оснастить комплектами видеоконференцсвязи;
осуществить мероприятия по оснащению судов и системы Судебного департамента программным обеспечением и ключевыми носителями для ведения электронного документооборота с применением электронной подписи.
Несколько лет в России действует Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Чего за этот срок отечественной судебной системе удалось добиться? И какие проблемы остаются актуальными при практическом применении данного нормативного акта?
Порядок и условия размещения судебных актов в сети Интернет регламентируется Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных", Регламентом организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте суда общей юрисдикции, утвержденным постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 27.01.2011 № 253 (далее – Регламент № 253), а также Регламентом размещения информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в сети "Интернет", утвержденным приказом Судебного департамента от 20.04.2009 № 71 (далее – Регламент № 71).
Регламент № 253 определяет порядок и критерии отбора, формирования и размещения информации о находящихся в производстве суда дел и текстов вынесенных судебных актов в сети "Интернет" на официальном сайте суда.
Положения Регламента № 253 направлены на реализацию правового регулирования внутренней организации деятельности судов, что обеспечивает оптимальную организацию работы их аппаратов в условиях использования информационных технологий, а также полагаем в полной мере позволяет реализовать гарантии граждан Российской Федерации в информационной доступности судов.
Регламент № 71 определяет порядок создания (обновления), подготовки и размещения информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, Судебного департамента и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
Содержание информации, подлежащей размещению (опубликованию), определено Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
Вместе с тем может быть размещена и дополнительная информация: о деятельности мировых судей, материалы о совещаниях и конференциях, пресс-обозрения, статьи и интервью в средствах массовой информации, исторические справки и тому подобное.
Указанная информация размещается на официальных сайтах судов, Судебного департамента, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, созданных в сети "Интернет" и объединенных в интернет-портал федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (http://www.sudrf.ru/).
Информация о деятельности судов, органов судейского сообщества, Судебного департамента и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, размещаемая в сети "Интернет", является общедоступным информационным ресурсом, предназначенным для неопределенного круга лиц и предоставляемым на бесплатной основе.
Обеспечена постоянная (круглосуточная) доступность информации официальных сайтов федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, органов судейского сообщества, Дисциплинарного судебного присутствия, органов Судебного департамента из сети Интернет для пользователей, постоянно совершенствуется как программное обеспечение вышеперечисленных интернет-сайтов (версия для слабовидящих, версия для пользователей мобильными устройствами), так и доступ к получению необходимой информации.
В целях повышения удобства пользования интерфейсы сайтов ГАС "Правосудие" постоянно дорабатывается, в том числе согласно замечаниям и предложениям пользователей. Совершенствуется поисковый аппарат портала и сайтов (на портале реализован механизм сквозного поиска по делам и судебным актам в пределах региона, поиска по категориям уголовных дел, по территориальной подсудности). В 2013 году проведены дополнительные мероприятия по повышению доступности информации и надежности функционирования портала (расширены каналы доступа, обновлено серверное оборудование).
По запросам и обращениям юридических и физических лиц, в том числе поступившим в электронном виде (раздел "Обращения граждан"), обеспечена возможность предоставления требуемой статистической информации.
Перечисленные мероприятия проводятся путем осуществления постоянной технической поддержки Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие", которую осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие", созданное в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 № 681-р.
Таким образом, на портале ГАС "Правосудие" созданы все условия для публикации полной информации и ее оперативного обновления в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
Дальнейшее развитие возможностей портала ГАС "Правосудие" будет осуществляться ФГБУ ИАЦ Судебного департамента в рамках реализации мероприятий Концепции информатизации судов общей юрисдикции на 2013 – 2020 годы, утвержденной Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 28.02.2013 № 328.
В одной из своих программных статей в 2012 году Президент РФ Путин В.В. предложил содействовать возрождению "судебной журналистики" в качестве одного из инструментов повышения открытости судопроизводства. По мнению Путина В.В., это "позволит шире и глубже обсуждать правовые проблемы общества, повышать уровень правосознания граждан". Как Вы оцениваете уровень судебной журналистики в нашей стране? И что сегодня тормозит ее дальнейшее развитие?
Сегодня созданы все законодательные, организационные и технические условия для возрождения и развития судебной журналистики в России, важного средства в борьбе с правовым нигилизмом и содействия правовому просвещению граждан. Однако практически исчезли такие жанры, как судебный очерк, репортаж, журналистское расследование. Необходимо дальнейшее развитие судебной и правовой журналистики на основе высоких профессиональных и этических стандартов, расширение продуктивных и доверительных отношений между журналистским и судейским сообществами.
В чем Вы видите вклад РАПСИ в реализацию инициатив Президента Российской Федерации Путина В.В. и повышение уровня транспарентности российской судебной системы?
Участие в проекте РАПСИ высших судебных инстанций России позволило сформировать единую информационную и дискуссионную площадку для обсуждения актуальных правовых и юридических проблем, что содействует открытости и прозрачности судебной системы.