Сто лет назад депутаты Государственной Думы, поскандалив немного, разъехались на рождественские каникулы, а вместо них в столицу приехали воры-карманники. Император отметил именины, а рабочие начали забастовки. Полиция запретила ездить по городу в автомобилях со слишком яркими и громкими сигналами.
Во Флоренции нашли "Джоконду", за два года до этого похищенную из Лувра. Также за границей ловили шпионов, боролись со студенческим волнениями и беспокоились о грамотности мигрантов.
РАПСИ продолжает знакомить вас с новостями российского правосудия столетней давности. На дворе декабрь 1913 года.
3 декабря
Государственная Дума. Вторая сессия 22 заседание. Вопрос об устранении Керенского. Докладывается о поступившем от министра юстиции заявлении об устранении от исполнения обязанностей члена Государственной Думы А.Ф. Керенского, привлеченного к ответственности по делу санкт-петербургских адвокатов.
Вопрос передается в комиссию личного состава.
ВАШИНГТОН. Билль о грамотности иммигрантов в США. Палата представителей поручила комиссии выработать доклад о желательности осуществления билля о грамотности иммигрантов.
Кроме испытания в грамотности он предусматривает высылку каждого иммигранта, который в течение первых трех лет пребывания в Америке окажется защищающим или проповедующим незаконное разрушение собственности, ниспровержение правительства или убийство должностных лиц. Полагают, что билль даст основание для высылки из страны всех сторонников саботажа, анархии и активных выступлений суфражисток.
Сегодня в 12 часов дня забастовал минный завод русского общества для изготовления военных припасов и снарядов на Выборгской стороне по Чугунному переулку. Мастерские покинули все рабочие в числе 800 человек. Порядок не нарушался. Забастовкой рабочие решили выразить протест против оштрафования градоначальником на 200 рублей члена ГД Бадаева за речь его на недавних похоронах на Смоленском кладбище рабочих завода, пострадавших от взрыва.
По полиции сделано распоряжение о недопущении езды по городу автомобилей, снабженных резкими пронзительными сигналами и фонарями с силою света более 50 свечей, с рефлекторами.
Сегодняшним приказом санкт-петербургского градоначальника свиты Его Величества генерал-майора Драчевского устранены от должностей дворников крестьяне А. Роганов и Н. Кашин, избившие на Песках около дома 43 по 4-й Рождественской улице постового городового.
Находка "Джоконды". Вор и антиквар. Флорентийский антиквар Альфредо Джерри , сыгравший столь видную роль в возвращении похищенной два года назад из Лувра "Джоконды" рассказал судебному следователю о своих переговорах с похитителем Винченцо Перуджио. "Получив письмо из Парижа с предложением купить "Джоконду" я немедленно ответил, что готов вступить в переговоры. Я написал, что о цене спорить не буду, но в Париж ехать не могу.
В минувший понедельник в вечерние часы ко мне в магазине подходит какой-то человек, лет тридцати, прилично одетый и, отозвав меня в сторону заявляет, что привез "Джоконду". Винченцо Перуджио заявил, что, предлагая мне картину, выполняет долг патриотизма. – Я – итальянец, - сказал он. – Я счастлив, что могу вернуть шедевр великого мастера Флоренции. Я не желаю, чтобы "Джоконда" была возвращена Лувру. Обещайте мне, что она останется в галерее Уффици".
На допросе у судебного следователя Винченцо Перуджио заявил: "Никому и в голову не приходило, что картина могла быть похищена таким простым человеком как я, который, правда, хотел извлечь из этого известную личную пользу, но который в то же время был проникнут глубоким чувством благоговения к бессмертному произведению великого мастера. Я хранил у себя "Джоконду" в течение двух лет как святыню. Я боялся вынимать ее из ящика, опасаясь каждую минута ареста.
Я решил, что пришел момент вернуть ее миру, не только для того, чтобы извлечь выгоду, но чтобы снова дать цивилизованному миру возможность восхищаться величием этого произведения".
Во Флоренции тем временем поднят вопрос о сборе средств, чтобы обеспечить Перуджио комфорт в доме предварительного заключения и наилучшую защиту на процессе. (Биржевые ведомости. Вечерний выпуск. №13887)
4 декабря
Сегодня с утра забастовала корабельная мастерская Путиловского завода, свыше тысячи человек. Забастовка является протестом против оштрафования градоначальником члена Государственной Думы Бодаева.
РИМ. Опознание "Джоконды". В присутствии прокурора, следователя и директора галереи Уффици состоялось официальное опознание "Джоконды".
Между тем "Русскому слову" сообщают новую версию о причинах похищения, что это якобы была только симуляция кражи, предпринятая для того, чтобы скрыть повреждения, причиненные картине неумелыми реставраторами. (Биржевые ведомости. Вечерний выпуск. №13889)
5 декабря
Раскрытие шпионажа в Австро-Венгрии. По телеграфным сведениям из Кракова, там будто бы раскрыта полная организация шпионажа в пользу одной из соседних великих держав.
Арестовано 13 чиновников.
Столкновение кареты архиерея с автомобилем. Сегодня утром в Петропавловской крепости под Иоанновскими воротами произошло столкновение кареты ехавшего в собор на богослужение преосвященного Александра епископа вологодского с автомобилем Высокой Особы, возвращавшейся из собора.
Одна из лошадей в карете преосвященного упала.
Епископ должен был покинуть карету. Высокая Особа также вышла из автомобиля.
Столкновение, благодаря счастливой случайности, обошлось благополучно.
Сегодняшним приказом Санкт-петербургского градоначальника подвергнут аресту на один месяц сын смотрителя полицейского дома титулярного советника Фомкина – Алексей за хранение при себе револьвера без разрешения. Владелец колбасной Шмидт за хранение недоброкачественных продуктов оштрафован на 100 рублей, мясоторговец Лебедев за продажу гнилья – на 50 рублей, Леонтьев за антисанитарное содержание принадлежащего ему помещения приемной сортировочной сырого бычьего сала на городской бойне – на 50 рублей.
Дворники дома №38 по 7-й линии Васильевского острова А. Дряхлов и Т. Васильев, изобличенные в кулачной расправе с крестьянином И. Громовым, устранены градоначальником от исполнения обязанностей.
В Берлине студенты, изучающие зубоврачебное дело, уступая увещеваниям берлинского университета, прекратили забастовку. Забастовка продолжается лишь в Лейпциге, где университетская администрация отказалась принять студенческую депутацию. (Биржевые ведомости. Вечерний выпуск. №13891)
7 декабря
ЛИВАДИЯ. В день тезоименинства Его Величество Государя Императора состоялся в Ливадии парад. На площади у большого дворца построились при хоре музыки от 84-го пехотного Ширванского Его Величества полка, взводы Собственных Его Величества конвоя и Сводного пехотного полка, рота гвардейского экипажа, полурота 3-го дивизиона миноносцев черноморского флота, полки пограничной стражи, корпуса жандармов и команда городской полиции.
В половине одиннадцатого на площадку изволил выйти Государь Император с королевичем греческим Христофором и Великими князьями Дмитрием Павловичем, Дмитрием Константиновичем, Николаем Николаевичем и Георгием Михайловичем в сопровождении министра Императорского двора генерала-адъютанта графа Фредерикса, генерала-адъютанта Нилова, свиты генерал–майора Княжевича и флигель-адъютанта Саблина. Его величество был в форме гвардейского экипажа и Андреевской ленте.
Государь Император обходил фронт, здороваясь и поздравляя части с праздником, после чего поднял чарку за славу и благоденствие всех празднующих сего числа свои праздники.
Министерство путей сообщения обратилось к управлениям железных дорог с просьбой предоставить места в поездах и оказать внимание депутатам Государственной Думы, возвращающимся с 7 декабря из Петербурга к себе на родину по случаю рождественских каникул.
Из Москвы в Санкт-Петербург на гастроли прибыли несколько шаек карманных воров и воров-взломщиков. Одного из гастролеров удалось арестовать на углу Садовой и Инженерной в тот момент, когда он покушался совершить карманную кражу у артиста Императорских театров.
Санкт-петербургский комитет по делам печати наложил арест на первый номер газеты "Пролетарская мысль". (Биржевые ведомости. Вечерний выпуск. №13895)
Подготовила Анна Шубина
*все даты даны по старому стилю