Московские суды в пятницу поставили точки в двух, связанных между собой процессах: об убийстве футбольного болельщика Егора Свиридова и последовавших вслед за убийством беспорядках на Манежной площади в Москве.
Аслан Черкесов, признанный виновным в убийстве болельщика, получил 20 лет колонии, остальные фигуранты - по пять лет. Между тем, участники столкновений на Манежной приговорены на сроки от двух до пяти с половиной лет заключения. Возможно, приговоры будут обжалованы.
Правозащитники разошлись в оценке приговора Черкесову: глава Московского бюро по правам человека, член Общественной палаты РФ Александр Брод назвал его оправданным. Глава движения "За права человека" Лев Пономарев, напротив, посчитал решение судей жестким, отмечая, что присяжные и суд находились под существенным общественным давлением.
Два приговора были вынесены в Московском городском и Тверском районном судах с разрывом в несколько часов. В то время, пока тройка судей районного суда начинала оглашать приговор пятерым фигурантам дела о беспорядках на Манежной площади, в судьбе Аслана Черкесова и его подельников, которых коллегия присяжных посчитала виновными в нападении на компанию друзей Свиридова, уже наступила ясность.
Свиридов был убит выстрелом из травматического пистолета в ночь на 6 декабря 2010 года на Кронштадтском бульваре в Москве во время драки. Преступление вызвало большой общественный резонанс из-за того, что нескольких задержанных сначала отпустили. Участники акции в память о Свиридове впоследствии устроили беспорядки на Манежной площади в центре столицы.
Ясное слово суда
Утреннее заседание Мосгорсуда в большой степени было техническим, так как вина уроженца Кабардино-Балкарии Аслана Черкесова в убийстве Свиридова, как и Акая Акаева, Артура Арсибиева, Наримана Исмаилова, Хасана Ибрагимова и Рамазана Утарбиева в хулиганстве, уже ранее была установлена большинством голосов присяжных. Тем же вердиктом было определено, что все они не заслуживают снисхождения.
Прокурор Мария Семененко, просившая в соответствии с таким решением присяжных длительных сроков заключения для подсудимых, разошлась с судом в каждом случае на три года. Судья Андрей Расновский смягчил на такой срок каждому из подсудимых наказание, назначив Черкесову 20 лет колонии строгого режима, а его подельникам - по 5 лет колонии общего режима.
Не рассчитывали на непредсказуемость суда и фигуранты дела о беспорядках на Манежной площади - активисты незарегистрированного общественного объединения "Другая Россия" Игорь Березюк, Кирилл Унчук и Руслан Хубаев, а также Леонид Панин и Александр Козевин. "Это не суд - это фарс и декорация", - приветствовал Хубаев судей, вышедших на оглашение приговора.
Судебная коллегия приговорила Хубаева к четырем годам, Козевина - к 2,5 годам колонии строгого режима, Березюка - к 5,5, Унчука - к трем, Панина - к двум годам колонии общего режима. Тем самым в значительной степени была удовлетворена просьба прокурора, который настаивал на реальном сроке лишения для всех фигурантов дела.
Национализм и политика
Родственники осужденных в Мосгорсуде участников нападения на друзей Свиридова не поверили, что суд восстановил справедливость. С точки зрения большинства из них, высказанной в толкотне зала судебных заседаний, в тюрьму отправятся "дети", виновные только в неблагоприятном стечении обстоятельств.
С точки зрения родных осужденных и их адвокатов, Свиридов со своими друзьями провоцировал юношей, оказавшихся на скамье подсудимых, своими националистическими высказываниями. По их утверждениям, участники фанатского движения, примыкающие также и к националистическим группировкам, оказывают давление на их семьи.
На той же позиции, только с переменой "мест слагаемых", стоит и вдова Свиридова и его друзья - потерпевшие по делу, которые неоднократно заявляли об угрозах и давлении со стороны родных обвиняемых и представителей кавказских диаспор.
В Тверском суде в это время превалировала дискуссия о политической подоплеке дела. Подсудимый Хубаев заявил в суде, что считает уголовное дело направленным на подавление активности "Другой России", а подбор подсудимых, на его взгляд, происходил именно исходя из данной тенденции.
Оглашая приговор, судья Александра Ковалевская назвала такие заявления Хубаева "беспочвенными", однако не смогла убедить в этом сторонников осужденного. После оглашения приговора к прокурору Алексею Смирнову, дававшему комментарии перед телекамерами, подошел молодой человек с вопросом, не считает ли гособвинитель уголовное дело "политическим", а получив отрицательный ответ, плеснул представителю прокуратуры водой в лицо и был задержан.
Между тем, из фактических обстоятельств рассмотрения обоих дел очевидно, что позиция прокуратуры оказалась наиболее обоснованной, причем в Мосгорсуде это подтвердила коллегия присяжных. Твердость позиции прокуратуры, предпринявшей попытку наказать участников различных незаконных проявлений недовольства, подтвердил и обвинительный вердикт присяжных по делу об убийстве болельщика "Спартака" Юрия Волкова. Приговор на основании этого вердикта будет вынесен в Мосгорсуде в последний рабочий день перед Днем национального единства - 3 ноября.
В обоих процессах подсудимые признавали свое участие в инцидентах, однако отрицали вину по существу, обосновывая свои поступки агрессией потерпевшей стороны и необходимостью самообороны. Так, подсудимые в Тверском суде обосновывали забрасывание бойцов ОМОНа металлическими заграждениями тем, что "милиция первая напала". Аналогично Черкесов в Мосгорсуде говорил, что Свиридов со своими друзьями напал на него, бросил на капот автомобиля, а потом стал угрожать его жизни "розочкой", что и вынудило его открыть огонь.
"Мосгорсудом это не закончится"
"Мосгорсудом это не закончится", - заявил Хубаев в Тверском суде после оглашения приговора, имея ввиду намерение использовать все предусмотренные законом пути обжалования. Адвокаты осужденных в Мосгорсуде также заявили о готовности подавать жалобы, оспаривая вердикт присяжных и постановленный на его основе приговор.
Процессуальные возможности обжалования вынесенных в пятницу приговоров позволят осужденным добиваться смягчения сроков или полной отмены судебных решений в судах высших инстанций.
Всего правоохранительные органы возбудили около десяти уголовных дел в отношении участников беспорядков. Отдельное дело было возбуждено по факту применения насилия в отношении милиции.