29 марта 2010 года взрывы произошли на станциях метро "Лубянка»" и "Парк культуры". В результате взрыва погибло 40 человек, около 90 получмлм ранения различной степени тяжести.
31 августа 2004 года в 20:15 в Москве между входом на станцию метро "Рижская" и торговым центром "Крестовский" произошел теракт, в результате которого погибли десять человек, трое из которых погибли на месте, пострадали более 40 человек.
В этот день примерно в 20:00 террористка-смертница подошла к станции метро "Рижская". По всей вероятности осуществить теракт планировалось в метро, но у дверей станции дежурили милиционеры, и женщина не решилась приблизиться к ним, и, развернувшись к милиционерам спиной, привела в действие закрепленное у нее на поясе взрывное устройство.
Бомба была изготовлена из мощной взрывчатки - пластита, состоящего из гексогена и пластификатора церезина. Следы гексогена оперативники обнаружили на месте взрыва. Мощность взрывного устройства составила два килограмма в тротиловом эквиваленте. В результате взрыва пострадали 46 человек, среди которых было четверо детей. Трое погибли на месте. Были госпитализированы 38 человек, из которых семеро скончались.
Согласно первой версии, выдвинутой следствием, виновной во взрыве была объявлена Роза Нагаева - сестра Аманат Нагаевой, виновной во взрыве пассажирского самолета Ту-134 в Тульской области 24 августа 2004 года.
Между тем ответственность за теракт у станции метро "Рижская" взяла на себя террористическая группировка «Бригады Исламбули». На одном из исламистских веб-сайтов было опубликовано ее заявление: "Мы, "Бригады Исламбули", объявляем о своей ответственности за эту операцию, которая была совершена в поддержку мусульман Чечни..."
Виновность Розы Нагаевой в последствии была опровергнута, личность террористки так и не была установлена. В апреле 2005 года замгенпрокурора Николай Шепель заявил, что Роза Нагаева была одной из смертниц, убитых в школе Беслана.
Теракт мог бы остаться не раскрытым, если бы вместе с террористкой не погиб ее сообщник – один из организаторов теракта Николай Кипкеев. Как выяснила прокуратура Москвы, Кипкеев был "куратором" террористки, он шел на задание с поддельным паспортом на имя 37-летнего уроженца Грузии Николая Самыгина и не собирался умирать вместе с террористкой. Однако взрывное устройство сработало раньше времени и Кипкеева зацепило осколками. Если террористку разорвало на куски, то ее сообщник еще некоторое время был жив, он скончался в НИИ им. Склифосовского утром 1 сентября.
Спустя несколько недель, когда следователи поняли, что паспорт Самыгина поддельный, оперативники стали выяснять личность террориста. Выяснилось, что погибший – один из лидеров карачаевского джамаата "Мусульманское общество №3", возглавляемого известным террористом Ачимезом Гочияевым.
По данным следствия, Николай Кипкеев родился в Карачаево-Черкесии, участвовал в незаконных вооруженных формированиях, был дважды судим, а с 2002 года находился в федеральном розыске. По мобильному телефону, обнаруженному у Кипкеева, следователи установили личности его сообщников.
Первым задержанным по делу о взрыве стал 29-летний балкарец, ведущий специалист Департамента судебных приставов Минюста Мурад Шаваев. Сначала, в декабре 2004 года, следователи его отпустили, решив, что Шаваев не имеет отношения к теракту. Затем, весной 2005 года, его снова задержали в столице. Следствие выяснило, что Шаваев был связным между исполнителями взрывов и заказчиком терактов – Ачимезом Гочияевым; в функции Шаваева входил доклад о ходе той или иной операции боевиков.
Следователи смогли выявить и другого сообщника Кипкеева - в одном из Интернет-кафе Воронежа 8 мая 2005 года был арестован бывший военнослужащий Минобороны, принявший ислам и перешедший на сторону чеченских боевиков, Максим Панарьин. Еще один сообщник задержанных – Тамбий Хубиев, также принимавший участие в теракте на "Рижской", был задержан в столице одновременно с Панарьиным и Шаваевым весной 2005 года. По данным следствия, его роль в организации теракта у "Рижской" не была основной.
В феврале 2007 года Мосгорсуд приговорил к пожизненному заключению трех фигурантов дела о терактах в московском метро, совершенных в 2004 году. Тамбий Хубиев, Мурад Шаваев и Максим Понарьин признаны виновными в терроризме, убийствах, подделке документов, незаконном ношении и хранении взрывчатых веществ и оружия, их изготовлении, в организации преступного сообщества.
Из трех подсудимых в суде первой инстанции лишь один Хубиев полностью признал свою вину и раскаялся, подсудимый Понарьин вину признал частично, а Шаваев полностью ее отрицал.
Мосгорсуд взыскал с осужденных более 6 млн рублей в виде моральной компенсации.
В августе 2007 года Верховный суд России признал законным обвинительный приговор. Суд оставил без удовлетворения жалобы подсудимых, в которых они просили пересмотреть приговор, поскольку считают его чрезмерно суровым.
6 февраля 2004 года в час-пик сработало взрывное устройство во втором вагоне поезда, который двигался по Замоскворецкой линии московского метро от станции "Автозаводская" к станции "Павелецкая". Взрыв унес жизни 40 человек, 134 человека были ранены.
Террорист, ехавший в этом вагоне, подорвал закрепленное на собственном теле и начиненное металлическими предметами взрывное устройство. В ликвидации последствий взрыва и начавшегося затем пожара было задействовано около 50 пожарных расчетов, 10 спасательных отрядов, около 130 машин неотложной «скорой помощи» и автобусов для эвакуации пострадавших, три отряда Центроспаса с вертолетом, отряды военных горноспасателей, сотрудники правоохранительных органов Москвы и столичного метрополитена.
Управлявший поездом машинист Владимир Горелов указом президента России Владимира Путина награжден орденом Мужества. Как говорилось в тексте указа, Горелов «высокопрофессионально оценил сложившуюся обстановку и, несмотря на то, что сам пострадал от взрыва, оперативно принял все необходимые меры по организации вывода пассажиров из тоннеля. Благодаря четким действиям Владимира Горелова удалось избежать паники и снизить число пострадавших».
Следователям удалось установить и личность террориста-смертника. По информации прокуратуры Москвы, теракт совершил житель Карачаево-Черкесской республики Анзор Азрет-Алиевич Ижаев, 1983 года рождения. По данным следствия, он являлся участником незаконных вооруженных формирований и проходил подготовку в военных лагерях террористов. Взрывотехническими экспертизами установлено, что для приведения в действие взрывного устройства, изготовленного самодельным способом, использовался заряд смесевого взрывчатого вещества на основе аммиачной селитры и алюминиевой пудры.
Тротил не входил в состав бомбы в качестве компонента, а мог использоваться в виде небольшого заряда - дополнительного детонатора для инициирования основного заряда взрывчатого вещества на основе аммиачной селитры. Масса взорванного заряда взрывчатого вещества составляла от 2,9 до 6,6 килограммов. В конструкцию взрывного устройства входили готовые поражающие элементы - крепежные изделия (болты, шурупы).
Год спустя после совершения теракта в вестибюле станции "Автозаводская" московского метро установили мраморную доску с именами погибших.
5 февраля 2001 года, около 18 часов 45 минут по московскому времени, на платформе станции метро "Белорусская - кольцевая" произошел взрыв. Бомба была спрятана в бытовой сумке под одной из скамеек на перроне станции.
В общей сложности в результате взрыва на "Белорусской" пострадали 15 человек. Семь из них, в том числе двое детей, были сразу госпитализированы в НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в городскую клиническую больницу имени Боткина, детскую городскую больницу. В основном пострадавшие получили контузии, легкое сотрясение мозга и ожоги.
По мнению специалистов ФСБ, характер взрыва и тип взрывного устройства позволяли судить о том, что преступление организовали профессионалы. Мощность взрывного устройства составляла от 200 до 400 граммов тротила.
Сразу после взрыва Московская городская прокуратура возбудила уголовное дело по статье "терроризм".
1 января 1998 года в 9:39 произошел взрыв в вестибюле станции "Третьяковская". Ранены три человека. Мощность безоболочного взрывного устройства составляла 150 граммов тротила. Сменный машинист метропоезда, переходя по пешеходному мостику с одного состава на другой на "Третьяковской", обнаружил около ворот, которыми на ночь закрывается вход на станцию, небольшую сумочку, похожую на визитку или косметичку. Открыв ее, машинист увидел батарейки и провода. Он немедленно отнес находку дежурной по перрону, после чего сел в состав и уехал по маршруту. Дежурная, положив сумочку на металлический ящик с огнетушителем на дальней части перрона, которая отгорожена от пассажирского зала, позвонила в милицию. В этот момент прозвучал взрыв. В результате взрыва были разбиты стекла кабинки дежурной – она была ранена осколками, а находившиеся рядом две уборщицы станции получили легкие травмы и нервный шок.
11 июня 1996 года примерно в 21.10-21.15 на перегоне между станциями "Тульская" и "Нагатинская" в четвертом вагоне поезда взорвалось самодельное взрывное устройство. Взрыв произошел в торцевой части вагона под сиденьем, где находится аппаратура движения состава. Взрывная волна была настолько сильна, что вылетели стекла в соседних вагонах и возникло сильное задымление. Состав из семи вагонов потерял управление. Всего в составе находилось 250 человек, все они были эвакуированы по тоннелю через станцию "Тульская".
В результате взрыва погибли 4 человека: 2 женщины в возрасте около 60 лет и 50-летний мужчина, пострадали 16 человек, пятеро из них были доставлены в реанимацию. На месте взрыва специалисты обнаружили остатки часового механизма. По предварительному заключению взрывотехников ФСБ, причиной взрыва могло стать самодельное бескорпусное взрывное устройство фугасного типа, эквивалентное по мощности 400-500 г тротила (по другим версиям – 800 г). Взрыв случился за несколько дней до президентских выборов.
8 января 1977 года в 17.33 бомба взорвалась в вагоне метро между станциями "Измайловская" и "Первомайская". Этот взрыв повлек за собой наибольшее количество жертв – в это время в поезде было много людей. Кроме взрослых, погибли и дети, которые вместе с родителями возвращались с новогодней елки. Станции "Первомайская", "Измайловская" и "Щелковская" были закрыты, людей с платформ эвакуировали. Бомба в метро была взорвана в гусятнице на открытом участке перегона.
Как установило следствие, взрыв организовали жители Еревана Степан Затикян, Акоп Степанян и Завен Багдасарян. У первого в квартире обнаружили схему взрывного устройства, сработавшего в московском метро, а у второго – детали новых взрывных устройств. Организатором группы был признан Затикян. Во время учебы в Ереванском политехническом институте он вместе с другими студентами создал подпольную Национально-объединенную партию (НОП) Армении. Члены партии выпускали газету "Парос" ("Маяк"), в которой призывали к созданию независимой Армении, и распространяли листовки с протестами против российского шовинизма и требованиями вернуть Армении Нагорный Карабах и Нахичевань.
Следствие по делу Затикяна и его сообщников длилось около года, и 24 января 1979 года все трое террористов были приговорены к высшей мере наказания. Через несколько дней приговор был приведен в исполнение.