На протяжении всего 2024 года Российская Федерация не просто председательствовала в межгосударственном объединении, известном как БРИКС. На принципах общего консенсуса и партнерства Россия последовательно укрепляла отношения между странами-членами на всех направлениях, включая судебно-правовой сектор, помогая освоиться новичкам и выстраивая с единомышленниками внешний контур взаимодействия БРИКС на международной арене. Судя по реакции в экспертных кругах, российское председательство в объединении произвело должный эффект, а Казанская декларация заставила коллективный Запад как минимум задуматься.


Судебная власть и вопросы цифровизации

Еще в начале 2024 года в ходе встречи шерп и су-шерп объединения заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков выразил надежду на поддержку партнерами кодекса этики в сфере технологий, связанных с искусственным интеллектом. Замглавы российского внешнеполитического ведомства отметил, что государствам-участникам БРИКС необходимо усиливать потенциал в сфере инноваций. «Крайне необходимо не отставать от уровня современного технологического развития и инноваций, которые могут иметь серьезное влияние на глобальную экономику и безопасность. В частности, особое внимание будет уделено регулированию и использованию технологий искусственного интеллекта», — отметил шерпа России в БРИКС.

В июне 2024 года министры иностранных дел стран объединения на встрече в Нижнем Новгороде приняли совместное заявление, в котором говорится о необходимости обеспечения развития информационных и коммуникационных технологий на принципах открытости, безопасности, стабильности, доступности и мирного использования, закрепленных в рамках общей правовой основы. Документ, помимо прочего, подчеркивает «необходимость развития практического сотрудничества в рамках БРИКС» на основе разработки и использования общей «дорожной карты» взаимодействия в рамках организации, в которой будут намечены пути обеспечения безопасности при задействовании информационно-коммуникационных технологий с ведением соответствующей отчетности. Кроме того, такая деятельность должна осуществляться Рабочей группой БРИКС по вопросам безопасности в сфере использования новых технологий.

На этом фоне не удивительно, что Форум председателей Верховных судов стран БРИКС в Сочи — одно из ключевых мероприятий в рамках председательства РФ в объединении — прошел под знаком цифровизации.

Как отметила председатель российской высшей судебной инстанции Ирина Подносова, Верховные суды стран БРИКС изучат вопросы цифровизации судебной системы и внедрения элементов искусственного интеллекта в процесс судопроизводства. «Следует выделить дальнейшую цифровизацию и внедрение элементов искусственного интеллекта в процесс судопроизводства, оптимизацию судебной нагрузки, реализацию процедур альтернативного разрешения споров, совершенствование судоустройства и судопроизводства», — пояснила Подносова в своем выступлении.

Кроме того, по ее словам, за счет внедрения в судебные процессы цифровых технологий повышается доступность правосудия для граждан, они получают возможность осуществлять взаимодействие с судами в дистанционном формате — что приводит к сокращению сроков рассмотрения дел. «Целый ряд возможностей, предоставляемых современными технологиями, способствуют повышению стандартов независимости судей и законности — например, автоматизированное распределение дел и обязательное аудиопротоколирование. Обсуждение этих вопросов позволит нам найти новые пути и решения, связанные с использованием программных средств в работе судов», — подчеркнула Подносова.

В целом, представители Верховных судов стран БРИКС в совместном заявлении по итогам Форума обратили внимание на значение развития и разумного применения цифровых технологий в деятельности судов и отправлении правосудия. «За прошедшие годы информационные технологии стали повседневной частью жизни общества. Верховные суды стран БРИКС подчеркивают важность внедрения современных технологий как в организационной деятельности судов, так и непосредственно в отправление правосудия. При этом важно помнить о рисках, которые может нести чрезмерная опора на современные, не до конца исследованные цифровые технологии. Участники форума продолжат обмениваться опытом, а также обсуждать потенциальные вызовы в данной сфере», — следует из совместного заявления по итогам Форума.

Видение Министерства юстиции

Министр юстиции Российской Федерации Константин Чуйченко обозначил направления возможного развития сотрудничества стран-членов БРИКС в сфере юстиции, нацеленные на создание эффективных механизмов регулирования трансграничного делового и гражданского оборота и обеспечения безопасности иностранных инвестиций. «Первое направление — это создание международного инструмента, который бы закрепил совместные подходы к упрощению процедуры признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений по гражданским и торговым делам, а также позволил бы разрешить накопившиеся на двухсторонних треках проблемы, не позволяющие беспрепятственно исполнять иностранные судебные решения», — заявил Чуйченко в ходе состоявшегося в Москве в сентябре 2024 года совещания министров юстиции стран-членов БРИКС.

По словам главы российского ведомства, для проработки предложения может быть сформирована рабочая группа с участием академического сообщества и представителей юридического сектора, которые на практике сталкиваются с конкретными сложностями в трансграничном исполнении судебных решений. «Вторым направлением могло бы стать укрепление международной правовой базы по вопросам оказания взаимной правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, с акцентом на перевод всех действующих механизмов в цифру. Во многих странах, участвующих в объединении БРИКС, уже либо существуют, либо найдены национальные подходы к такой цифровой трансформации, поэтому было бы полезно и для граждан, и для бизнеса наших стран, если бы мы попытались создать единую интернет-платформу для оказания международной правовой помощи», — отметил министр юстиции.

Третье направление — это идея создания международного инвестиционного арбитражного центра БРИКС. «Мы исходим из того, что с расширением торгово-экономических связей между нашими странами возрастает потребность в создании общих институтов, которые позволяли бы выстраивать долгосрочные партнерские отношения на началах равноправия. Однако при этом неизбежно возникают международные споры, которые требуют урегулирования», — пояснил Чуйченко.

По словам министра, арбитражный центр БРИКС мог бы использовать передовые практики для повышения последовательности и прозрачности выносимых решений. В то время как создание такого арбитражного центра в целом способствовало бы институционализации взаимодействия стран-членов объединения и обеспечило бы более надежную защиту прав и интересов частных лиц и государств.

«Четвертым направлением взаимного сотрудничества могло бы стать совместное продвижение на международных площадках позиций наших государств по вопросам, находящимся в ведении министерств юстиции. Мы могли бы выступать от имени БРИКС и делать заявления в рамках организации системы ООН и иных международных организаций по актуальным правовым вопросам. Например, в части недопустимости применения односторонних ограничительных мер, необходимости соблюдения иммунитетов должностных лиц государств и государственной собственности», — сказал Чуйченко.

Наконец, Минюст РФ выступает за расширение сотрудничества в сфере юстиции в областях, представляющих взаимный интерес - например, в сфере оказания юридических услуг и бесплатной юридической помощи населению.

Что касается идеи образования международного инвестиционного арбитражного центра БРИКС, то стоит отметить, что она поднималась тем же Минюстом РФ ранее — в рамках VIII Юридического форума стран БРИКС в Йоханнесбурге (ЮАР). «Планируется, что залогом эффективности арбитражного центра станет принцип прозрачности, лежащий в основе его деятельности, опора на передовые практики в сфере администрирования и разрешения споров, в том числе на правила, разработанные Комиссией ООН по праву международной торговли, а также возможность консолидации арбитражных разбирательств в рамках единого производства», — полагают в ведомстве, разработавшем концепцию международного арбитража совместно с Минэкономразвития России, МИДом России и Санкт-Петербургским государственным университетом.

Наднациональный уровень взаимодействия

Вопрос выхода на качественно новый уровень взаимодействия в рамках объединения был поднят по линии парламентского диалога. Так, президент России Владимир Путин не исключил появления в будущем институциализированной парламентской структуры. «БРИКС пока не имеет собственной, институционально оформленной парламентской структуры, но полагаю, что в будущем эта идея обязательно реализуется», — сказал Путин, приветствуя участников X Парламентского форума БРИКС в Санкт-Петербурге.

О необходимости выстраивания на уровне стран-членов объединения наднациональной судебной системы, в свою очередь, заявила уполномоченный по правам человека РФ Татьяна Москалькова. Суд занимает центральное место в системе защиты прав человека, отметила омбудсмен в рамках IX Юридического форума БРИКС в Москве. «Именно сюда приходят две спорящие стороны, чтобы было вынесено единственно правильное и справедливое решение», — сказала Москалькова, добавив при этом, что, чем выше правозащитный лифт, шире возможность обжаловать решения в поиске справедливости, тем выше градус демократии и цивилизованности конкретного государства.

По словам омбудсмена, судебная система наднационального уровня тоже имеет важное значение для правозащитного лифта. «Сегодня, когда происходит переформатирование всех интеграционных систем и поиск новых инструментов для защиты прав человека как на национальном, так и наднациональном уровне, страны БРИКС находятся в поиске лучших форм по обмену опытом в этом вопросе», — подчеркнула Москалькова.

Итоги, оценки, мнения

Кульминацию российского председательства в межгосударственном объединении ознаменовал собой саммит БРИКС, который оказался богат не только на приглашенных гостей, среди которых явно выделялись президент Турции Тайип Реджеп Эрдоган и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, но и на прозвучавшие программные заявления. Консолидированность подходов стран-членов БРИКС в политике, экономике и безопасности нашла отражение в итоговой декларации, названной Казанской — по месту проведения саммита.

«Получился, на наш взгляд, комплексный концептуальный документ с позитивной повесткой, устремленной в будущее. Важно, что в нем подтверждена приверженность всех наших государств построению более демократического, инклюзивного и многополярного миропорядка, основанного на международном праве и уставе ООН, зафиксирована общая решимость противодействовать практике применения нелегитимных санкций, попыткам подорвать традиционные нравственные ценности», − подвел итоги встречи на высшем уровне российский лидер.

Помощник президента Юрий Ушаков обратил внимание на серьезный подход Москвы к председательству в БРИКС и успешное решение задачи по интеграции новых участников в объединение. «Мы с самого начала самым серьезным образом подошли к исполнению своих функций председателя. Наращивание взаимодействия со странами БРИКС входит в число внешнеполитических приоритетов России. Это закреплено в концепции внешней политики нашей страны», — констатировал Ушаков.

Представитель РФ при ООН Василий Небензя, в свою очередь, обратил внимание на то, что саммит БРИКС в Казани показал тщетность не только попыток изолировать Россию, но и отмахнуться от БРИКС, особенно в контексте конфликта вокруг Украины. «Насколько тщетны попытки изолировать нашу страну <…> показал успешно завершившийся в Казани саммит БРИКС, который посетили лидеры 36 стран и главы 6 международных организаций. Именно они сегодня являются движущими силами процесса поиска справедливого, устойчивого и долгосрочного мирного решения украинского кризиса, базирующегося на соблюдении Устава ООН во всей его полноте, а не только в части уважения к территориальной целостности», — отметил Небензя в ходе своего выступления на одном из заседаний Совета Безопасности ООН в октябре 2024 года.

Итоги председательства России в объединении подвел также замглавы внешнеполитического ведомства страны, шерпа РФ в БРИКС Сергей Рябков. По его словам, в течение года было проведено более 250 мероприятий, достигнуты «замечательные результаты». «Отмечается значительный прогресс по всем основным трем пунктам сотрудничества — политика и безопасность, экономика и финансы, гуманитарные и межличностные контакты», — отметил дипломат.

Между тем на Западе также подвели итоги года России в БРИКС.

«ЕС должен прекратить отмахиваться от БРИКС как от малозначительной организации. Это не так. В то время как основные международные институты, в частности, ООН, пребывают в замешательстве, сотрудничество между членами БРИКС укрепляется. Более того, регулярные встречи, направленные на углубление отношений в сфере торговли, инвестиций и дипломатии, как оказалось, дают конкретные результаты», — полагают Аманда Пол и Рауль Вильегас, аналитики работающего c 1997 года «Центра европейской политики».

Хунг Тран, сотрудник «Атлантического совета» — основанного в 1961 году американского неправительственного аналитического центра — обращает внимание на то, что на Западе БРИКС воспринимают как неоднородное объединение стран с разными интересами, как нечто символичное. «Но Запад совершает ошибку, игнорируя силу символизма и нарративов в геополитической борьбе за глобальное влияние. Саммит БРИКС также продемонстрировал заслуживающие внимания результаты, которые международному сообществу следует осознать», — отмечает аналитик.