МОСКВА, 21 янв — РАПСИ. Российская Федерация с уважением относится к решению Генеральной Ассамблеи ООН о начале переговоров по проекту конвенции о преступлениях против человечности и готова конструктивно работать над ее текстом, хотя и не усматривает очевидного пробела в данной сфере международного права, заявил представитель РФ Иван Володин.

«Будем стремиться к разработке серьезной, работающей конвенции —  к этому нас обязывает наш собственный опыт как страны, пострадавшей от широкомасштабных преступлений против мирного населения в ходе Второй мировой войны. Рассчитываем, что совместными усилиями нам удастся выйти на такой текст, который позволит конвенции стать действительно универсальным международным договором», — отметил в своем выступлении на открытии сессии Подготовительного комитета конференции по разработке конвенции о преступлениях против человечности ООН российский дипломат.

Указав на наличие обширного корпуса международных правовых документов по данной тематике, в частности, уставов и приговоров Международного военного трибунала в Нюрнберге и Токийского трибунала, определивших дальнейшее развитие международного уголовного права, в том числе применительно к преступлениям против человечности, Володин заявил, что РФ горда тем, что вместе с союзниками стояла у истоков этих судебных органов.

«В дальнейшем они были дополнены новыми международными договорами. Среди них Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года; Конвенция против пыток 1984 года; Конвенция о насильственных исчезновениях 2006 года. Вместе с рядом других международных актов и национальных законов они составляют солидный массив норм, позволяющих привлекать к ответственности виновных в преступлениях против человечности и осуществлять международное сотрудничество в этой связи», — напомнил представитель России.

При этом, даже несмотря на отсутствие необходимости в новом правовом документе в данной сфере и явных недостатках предложенного проекта конвенции, у РФ имеются предложения по его корректировке.

«Во-первых, следует отказаться от установки на копирование положений Римского статута Международного уголовного суда. Во-вторых, конвенция должна содержать надежные гарантии против злоупотреблений по политическим мотивам. В-третьих, необходимо прислушаться к предложениям делегаций о расширении списка преступлений, подпадающих под конвенцию», — указал Володин.

Подвергнув критике Римский статут, который, по словам дипломата, не может считаться вершиной международно-правовой мысли, особенно с учетом деградации самого Международного уголовного суда (МУС), что в целом исключает становление этого документа универсальным договором, Володин отметил, что задачей разработки конвенции должна стать ее приемлемость для наибольшего числа государств независимо от их участия в МУС.

«Это будет возможно, только если будет принята во внимание законная заинтересованность неучастников МУС в том, чтобы толкование конвенции не зависело от Римского статута, от решений ассамблеи его государств-участников, от прецедентной практики МУС. Кроме того, мы пишем конвенцию для применения не в международном органе, а в рамках национальных уголовно-правовых систем. Она должна быть четкой в части содержания обязательств и одновременно достаточно гибкой в части порядка их выполнения», — заявил представитель России.

Коснувшись вопроса гарантий против злоупотреблений, Володин заявил, что РФ считает важным явным образом указать в конвенции факт неприменимости обвинений в преступлениях против человечности как основания для применения силы или вмешательства во внутренние дела государств и подтвердить незыблемость норм об иммунитете должностных лиц от иностранной уголовной юрисдикции.

При этом необходимо установить рамки применения универсальной юрисдикции, отдав приоритет юрисдикции государств, на чьей территории имели место преступления или чьи граждане их совершили, устранить неясности в формулировках, чтобы исключить их произвольные трактовки, а также проанализировать вопрос о том, является ли запрещение преступлений против человечности императивной нормой международного права и нужна ли такая констатация в конвенции.

Важным положением конвенции должно стать причисление к преступлениям против человечности прежде всего односторонних принудительных мер и ряда иных практик, в основном неоколониального свойства, несущих разрушительный долгосрочный эффект для гражданского населения.

«Если нам удастся продвинуться в обозначенных направлениях, мы действительно получим шансы на выработку конвенции, которая получит всеобщее признание. Еще раз хотел бы заверить в готовности российской делегации добросовестно работать ради достижения этой цели», — резюмировал свое выступление представитель России.

Подписаться на канал РАПСИ в MAX >>>